Считаю себя тверяком
Героем новой выставки стал Борис Полевой
В Тверской областной картинной галерее в бизнес-центре «Донской» вниманию зрителей представляют скульптурный портрет советского журналиста и прозаика Бориса Полевого работы российского скульптора Олега Комова. Эта экспозиция продолжает проект «Застывшее слово», приуроченный к Году литературы в России.
Полевой, как он сам вспоминал, «родился в Москве, но вырос, учился, приобщился к журналистской профессии, написал первую книгу в Твери и потому сейчас не без основания считаю себя тверяком…». В школьные годы у Полевого пробудилась тяга к журналистике, первая заметка была напечатана в газете «Тверская правда», когда будущий писатель учился в 6-м классе. Вскоре появился и знаменитый псевдоним – Полевой, которым подписаны книга «Мемуары вшивого человека», роман «Биография «Пролетарки», повесть «Горячий цех» – о людях первой пятилетки, работавших на Калининском вагонном заводе. Во время Великой Отечественной войны писатель был военным корреспондентом газеты «Правда», его впечатления затем легли в основу книг и очерков, а очерки, написанные в 1941 году на Калининском фронте, писатель объединил в цикл «В ту тяжелую зиму».
Автор скульптурного портрета писателя из собрания картинной галереи – Олег Константинович Комов – хорошо известен жителям Твери и гостям областного центра: он создал памятники Пушкину и Салтыкову-Щедрину, а кроме того, в Вышнем Волочке установлен памятник художнику Алексею Венецианову его работы. Портрет Бориса Полевого был создан при жизни писателя и относится к раннему периоду творчества скульптора. Надо сказать, что это одно из восьми его произведений, находящихся в собрании Тверской областной картинной галереи. Гипсовый портрет писателя появился в 1966 году. К этому времени комовский портрет окончательно выкристаллизовывается, он представляет собой своеобразный синтез типизированной композиционной скульптуры и портрета. Скульптурное изображение Бориса несет на себе несомненный отпечаток «сурового реализма». Об этом свидетельствуют особенности произведения, в котором ярко выражено стремление уйти от деталей, при этом без ущерба для пластики форм. Автор здесь выступает как художник, не боящийся экспериментировать. Комову удалось весьма точно передать посадку головы и характерное выражение лица писателя – лукавый прищур и снисходительную улыбку. Моделировка форм бюста Полевого отличается четкостью, живописными наплывами, волосы и брови писателя проработаны глубокими бороздками, что в известной степени добавляет изображению психологизма и достоверности.
За несколько лет до создания портрета, в 1958 году, Борис Полевой выпустил роман «Глубокий тыл», действие которого разворачивается в только что освобожденном от фашистских захватчиков Калинине. Война еще совсем рядом, город подвергается бомбежкам немецкой авиации. Через судьбы простой рабочей семьи читателю открывается жизнь прифронтового города, которая продолжает свое течение, несмотря ни на что, а в ежедневных тыловых буднях показан общечеловеческий подвиг отдельно взятой личности. Обращение к нетривиальным сюжетам всегда отличало творческую манеру Полевого, опубликовавшего еще в 1946 году свою главную книгу – «Повесть о настоящем человеке».
Евгений ПАНТЕЛЕЕВ