«Кто нарисован лишь однажды, имеет право быть всегда»: портрет в русской живописи
14 февраля в Виртуальном филиале Русского музея состоялась очередная встреча со школьниками 6(2) класса школы №2 из цикла «Жанры живописи в русском искусстве». Темой нашего разговора, наших рассуждений, наших открытий и даже откровений стал портрет, а называлось занятие так: «Кто нарисован лишь однажды, имеет право быть всегда». Почему искусство портрета на протяжении многих веков привлекает и художника, и зрителей? Чтобы ответить на этот вопрос, мы совершили путешествие в огромный и прекрасный мир изобразительного искусства. Прежде чем портрет появился и сформировался в России как отдельный жанр, он существовал в мировой культуре уже много столетий. Поэтому на встрече мы говорили о мировой истории портретного искусства - от Древнего Египта до эпохи Возрождения. Перед глазами зрителей предстали наиболее выдающиеся произведения - скульптурный портрет писца Каи, бюст царицы Нефертити, золотая маска фараона Тутанхамона, прославленная статуя античности «Дискобол», скульптуры Венера Милосская и Аполлон Бельведерский, творения Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта, Дюрера, Тициана. На это богатейшее творческое наследие опирались первые русские мастера портрета. Сейчас общепризнанным считается тот факт, что именно портрет стал самым бесспорным достижением нашей национальной школы, что именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской, а потом и приобрела свои характерные черты, заняв свое особое место в мировом искусстве. Историю развития русской портретной живописи участники встречи смогли узнать, посмотрев фильм «Портрет» из Медиатеки проекта «Русский музей: виртуальный филиал». В следующей части занятия мы пытались выяснить, как взаимосвязаны между собой два вида искусства – музыка и живопись. Каким образом они дополняют друг друга, выступая в диалоге? Почему великий Леонардо да Винчи называл музыку «сестрой живописи»? Как могли бы зазвучать картины О. А. Кипренского «Портрет Евграфа Давыдова», Д. Г. Левицкого « Портрет Г. Алымовой», А.Г. Венецианова «Жнецы»? Из предложенных музыкальных фрагментов школьники выбирали подходящие по настроению этим полотнам, дополняющие их и усиливающие восприятие художественных образов. Завершая путешествие в удивительный мир человеческих лиц, характеров и судеб, воплощенных в живописи, мы обратились к одному женскому портрету 18 века, окруженному и в прямом, и в переносном смысле дымкой, туманом, ореолом таинственности и загадочности. Это картина Федора Рокотова «Портрет Струйской», которую также называют «Русской Джокондой». Когда-то поэт Николай Заболоцкий, потрясенный магией этой картины, словно окутанной нежной жемчужной вуалью, посвятил портрету тонкое проникновенное стихотворение: …Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза - как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза - как два обмана, Покрытых мглою неудач…
Так и участники нашей встречи пообщались с этой картиной, попытались почувствовать и понять всю сложность, многогранность, неуловимость этого образа. Чтобы выразить свои сокровенные мысли, личные впечатления, передать особенности своего восприятия и видения портрета Струйской, наши гости написали письма в прошлое, в 18 век, адресовав их художнику Федору Рокотову. Вот строки из некоторых писем: «…Туманное пространство вокруг нее (Струйской) придает загадочность этой картине….»
«..Она задумчива, красива. И кажется, что Струйская вот-вот заговорит с нами…»
«Когда я смотрю на нее (Струйскую), мне становится как-то грустно и мечтательно…» «- О чем ты думаешь? - О жизни… - Грустишь о чем? А может нет? - Я не грущу, я думаю о жизни в спокойном мире душевной теплоты…»
«На улице гуляет ветер. Тишь и темнота. Сижу я около камина, а рядом он - художник, все смотрит на меня и что-то пишет… Взгляд его пронзает сердце, мурашки в глубине. Все пишет, пишет он и смотрит, как будто вечно был со мной знаком…»
«Портрет Рокотова пронизан нежностью глаз Александры… Она думает о чем-то далеком. Тени плавно ложатся на лицо девушки, но взгляд освещен светом…»
…Вот такой красивый разговор сквозь века получился у наших юных гостей с произведением русской портретной живописи и с художником, сотворившим его.
|