"Икона "Сошествие во ад" как традиционное изображение Воскресения Христа
3 июня в Концертном зале РЦНК состоялась очередная встреча в рамках проекта «Беседы в Русском музее», на которой речь шла об иконографии «Сошествие в ад» как традиционном изображении Воскресения Христа. В православной иконописной традиции произошло своеобразное смешение названий различных иконографических типов, которые условно можно назвать «Анастасис» (греч. «Anastasis», лат. «Descensus ad inferos»), «Сошествие в ад» и «Воскресение Христово» (наиболее поздний иконописный извод образа Воскресения). В первом случае на иконе изображается сошествие Христа в ад и изведение из него прародителей Адама и Евы, а в их лице и всего человечества. Во втором случае Христос изображается со знаменем победы у отверстого гроба с предстоящими ангелами. Выражение «сошествие в ад» является переводом греческого выражения katelthonta eis ta katotata или латинского descendit ad inferos, которые употребляются в тексте Апостольского Символа веры.
Традиция изображать Воскресение Христово через икону (в настоящее время именуемую «Сошествие в ад», а прежде просто «anastasis», или «Воскресение») должно полагать окончательно утвердилась в X веке, а новый образ, постепенно проникший с Запада, почти окончательно вытеснил прежнее изображение только в XVIII веке. Тайна Воскресения не дает возможности изобразить сам момент воскресения, а многократные упоминания о сошествии в ад стали поводом для икон этого типа. О сошествии в ад Евангелисты прямо не говорят, и в корпусе канонических книг Нового Завета есть лишь отдельные упоминания о пребывании Христа в аду. Наиболее подробно эта тема рассмотрена в апокрифической литературе: «Вознесение Исаии», «Евангелие от Петра», «Евангелие Варфоломея» (или «Вопрошания Варфоломея»), «Страсти Христовы», «Евангелие от Никодима». Упоминают об этом первые христианские писатели и символы веры, и особенно часто сошествие в ад упоминается в литургическом творчестве: «более пятидесяти раз в богослужениях Великого пятка и Великой субботы, свыше двухсот раз в период празднования Пятидесятницы и более ста пятидесяти раз - в воскресных и праздничных песнопениях в течение всего года».
Преподобный Иоанн Дамаскин в «Точном изложении Православной Веры» так говорит о сущности этого события: «Обожженная душа (Христова) нисходит во ад (1 Петр. 3:19) — с тою целью, чтобы как живущим на земле воссияло Солнце правды (Мал. 4:2), так и для сидящих под землею «во тьме... и сени смертней воссиял свет» (Ис. 9:2), чтобы, как находящимся на земле Господь благовествовал мир, «пленным отпущение и слепым прозрение» (Лк. 4:18—19; Ис. 61:1), и для уверовавших соделался виновником спасения вечного, для тех же, кои не уверовали, — обличением неверия, — таким же образом благовествовал и находившимся во аде: «да всяко колено поклонится Ему небесных, и земных, и преисподних» (Флп. 2:10). Таким образом, освободив тех, кои от века были связаны, Он снова возвратился из среды мертвых, проложив и нам путь к воскресению». Таким образом, Пасха Христова видится не просто как момент Воскресения Христа, но представляется, по выражению древних, событием «крестовоскресным».
В качестве иллюстрации для афиши была избрана икона из собрания Государственного Русского музея, выполненная в Мастерских Дионисия «Сошествие во ад» (1502 г.), которая происходит из местного ряда иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. В иконе использована традиционная для живописи палеологовского времени композиционная схема «Сошествия во ад». В центре иконы представлен Христос, попирающий врата ада и изводящий из открытых гробниц прародителей Адама и Еву. В частности, когда говорится о том, что Христос воскресил и вывел из ада первозданного Адама, то имя праотца здесь означает не конкретную личность, а символ всего падшего человечества: «Воскресл еси днесь из гроба Щедре, и нас возвел еси от врат смертных, днесь Адам ликует, и радуется Ева, вкупе же и пророцы с патриарха воспевают непрестанно божественную державу власти Твоея» (воскресный кондак 3 гласа). Слева мы видим праотцев и пророков, справа — праотцов, праматерей и пророков во главе с Иоанном Предтечей. Частью изображаются люди с нимбами и без них, что служит указанием на то, что Христос «сущим во аде проповеда». Таким образом, каждый, кто решился следовать за Христом, был изведен из ада. Христа окружают бесплотные силы, «держащие в руках державы с обозначением названий добродетелей: счастье, восстание, любовь, истина, радость, мудрость, смирение, сладость, разум, живот, чистота. Ангелы пронзают длинными красными копьями изображенных внизу демонов, олицетворяющих пороки, которые перечислены в сопроводительных надписях (смерть, горесть, отчаяние, ненависть, спадение, скверность, неразумие, кривость, вражда, величание, скорбь и т.п.). Внизу два ангела связывают сатану, а по обеим сторонам размещены фигуры восставших из мертвых. Сложную многофигурную композицию венчает группа ангелов, славословящих голгофский крест». Подобная иконография «Сошествия во ад» сложилась под влиянием назидательных сочинений восточных аскетов, прежде всего — «Лествицы» преподобного Иоанна Синайского (VI век).