Открытое заседание реставрационного совета Тверской картинной галереи.
«За первое полугодие текущего года реставраторами было отсмотрено 592 единицы хранения темперной, масляной живописи; силами мастерской галереи завершена полная реставрация 11 произведений» - отметила заместитель директора ТОКГ Вероника Бушлякова.
Заведующая реставрационной мастерской Тверской областной картинной галереи Светлана Кузенкова представила на совете две отреставрированных картины немецкого живописца Э. Майзеля. Состояние этих работ прежде было далеко от экспозиционного: существенное загрязнение поверхности, утраты красочного слоя и повреждение лака. Теперь оба «Курильщика» - как называют их искусствоведы - предстанут перед посетителями практически в первозданном виде.
Уникальность отреставрированных экспонатов впечатляет. Так, воинский складень-кузов, выполненный знаменитым мастером оружейной палаты Никифором Хомутовым в 1663 году, видел немало битв и сражений и чудом уцелел. Сотрудник мастерской Екатерина Егорова признается, что реставратору всегда приходится подстраиваться под состояние вещи, над восстановлением которой он трудится. Именно она диктует технологию и продолжительность работы. Так, створки царских врат «Благовещение - четыре евангелиста» находились буквально в руинированном состоянии и на их восстановление потребовалось несколько лет. И теперь благодаря усилиям реставратора их можно экспонировать в вертикальном положении.
Для работы с произведениями такого уровня требуются опыт и специальные навыки и знания. Тверские реставраторы постоянно повышают свой профессиональный уровень. В июне 2015 года Анастасия Власова прошла стажировку в «Межобластном научно-реставрационном художественном управлении» в бригаде им. В.Д Сарабьянова. Она выполняла работы по укреплению грунта и красочного слоя на особо сложных участках четырех икон из собрания древнерусского искусства Тверской областной картинной галереи, представленных на этом реставрационном совете. Работы проводились под руководством художника-реставратора высшей категории Е.И. Серегиной и получили высокую оценку коллег из МНРХУ. Руководители стажировки, высоко оценив профессиональный уровень Анастасии, рекомендовали поручать ей самостоятельное выполнение работ по укреплению грунта и красочного слоя на иконах XIV-XVII вв.
Помимо тверских реставраторов над сохранением экспонатов галереи работает «Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря». На днях оттуда после реставрации вернулись предметы из фарфорового интерьерного гарнитура, изготовленные в первой половине XIX века на Мейсенской королевской мануфактуре. Они составят основу экспозиции «Фарфоровый кабинет», которая расположится в одном из помещений дворца. Достойное место в постоянной экспозиции займет и мебель из гарнитура, выполненного по рисункам Карла Росси в первой половине XIX в., которая вскоре также возвращается с реставрации.
Сотрудники реставрационной мастерской готовы делиться своим уникальным опытом с молодым поколением. В 2015 году в Тверской областной картинной галерее впервые в рамках музейной практики студентов Тверского художественного училища имени А.Г. Венецианова реставрационная мастерская провела серию практических занятий, результатом которых стало восстановление художественных рам XIX века.
На открытое заседание реставрационного совета впервые были приглашены журналисты тверских СМИ, для которых, по их же словам, состоявшееся мероприятие было интересным и познавательным.