Выставка «АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР. КСИЛОГРАФИИ». Из собрания Государственного Эрмитажа.
7 августа 2015 года в залах Музейно-выставочного информационно-образовательного центра Ирбитского музея изобразительных искусств состоялось открытие выставки «АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР. КСИЛОГРАФИИ» из собрания музея.
Значение художественной деятельности Альбрехта Дюрера определило общее направление развития искусства его времени. Имя художника стало символом блестящего расцвета гравюры в Германии эпохи Возрождения, а его творчество является одной из знаменательных вех в истории европейской культуры.
Знаменитый живописец и мастер рисунка, славой своей Дюрер, однако, более всего обязан гравюре. Именно он сделал графику искусством, достойным соревноваться с живописью.
Работа Дюрера в гравюре на дереве – один из самых существенных этапов в истории этого вида искусства. Его эстампы отличаются тонким пониманием материала. Он сумел вдохнуть жизнь в каждую линию своей ксилографии, оставив её вместе с тем «деревянной».
Большинство произведений художника связано с христианскими легендами. Размышления о неизбежности конца мира, постоянные думы о смерти отразились во многих творениях мастера. Знаменитые серии гравюр («Апокалипсис», «Большие страсти», «Жизнь Марии» и «Малые страсти») задумывались как книжные издания с текстом на обороте. Замысел этот в какой-то мере традиционен. Изображения евангельских сюжетов часто украшали страницы так называемых пленариев, т.е. сборников выдержек из Евангелий, входивших в состав литургии. Художник наполнил сцены глубоким драматизмом, передал их столь живо, что эти иллюстрации приобрели значение самостоятельных произведений и принадлежат к лучшему, что сделано Дюрером в графике.