Лекция "Террористы: "подрыв устоев" в политике и эстетике 1869-1900-х годов"
14 октября 2015 года в ИОЦ "Русский музей: виртуальный филиал" г. Чебоксары состоялась он-лайн лекция Русского музея "Террористы: "подрыв устоев" в политике и эстетике 1869-1900-х годов" в рамках цикла "Беседы об искусстве с Русским музеем".
Лектор: Алексей Алексеевич Курбановский, доктор философских наук, искусствовед, критик, переводчик, главный научный сотрудник Государственного Русского музея, автор многочисленных статей по рок-музыке. В 1977 году закончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. С 1990 года работает в Государственном Русском музее. В 2002 и 2003 годах преподавал историю русского искусства в университетах США. Опубликовал более 180 статей по истории отечественного искусства и современной художественной жизни, автор книг «Искусствознание как вид письма» (СПб., 2000), «Незапный мрак» (СПб., 2007)
Алексей Алексеевич представил аудитории редкий и актуальный материал, раскрывающий тему терроризма в искусстве второй половины XIX в.
Подрыв нормативов «высокого художества» можно сопоставить с политическим покушением на устои государства, этот процесс развивался параллельно в России, Европе и Америке. В определенном смысле покушения на венценосных особ были рассчитаны на то, чтобы произвести сенсацию в массовой культуре.
Освещение подобных событий в средствах массовой информации строилось по канонам «авантюрного романа», а изображалось с помощью академической пластической риторики.В конечном итоге, жертвой «эстетического террора» стала не только классическая репрезентация, но и человек в широком смысле слова: как герой просвещенного искусства.
Заглавие лекции повторяет название одной из глав новой книги Алексея Курбановского "Хищный взгляд. Новые очерки по археологии визуальности", которая была представлена автором сразу после лекции. Книга продолжает разработку методологии "археологии визуальности", предложенной автором в монографии "незапный мрак" (2007).
"<...> Искусствовед, работающий с памятниками прошлого, обязан в первую очередь учитывать то, как то или иное произведение искусства воспринималось современниками, для которых - не для нас! - оно создавалось; то есть любая эпоха имеет выраженную склонность "пересматривать", переосмыслять памятники прошлого, вписывая в них собственные реалии, домыслы и "комплексы.""