Всевидящее око в иконографии (к 280-летию Ф.С. Рокотова)
11 ноября в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал» в Концертном зале РЦНК в Киеве прошла встреча, посвящённая истории формирования сложной символико-аллегорической композиции в иконографии известной под названием Всевидящее Око. А также к 280-летию со дня рождения Фёдора Степановича Рокотова слушатели посетили с виртуальной экскурсией 8-й зал Русского музея в котором представлены работы этого замечательного художника.
Вопреки распространённому мнению, пресловутое Всевидящее око (глаз в треугольнике, окруженный сиянием) исторически своими корнями не связано ни с каббалой, ни с масонством. Мало того, в нём больше схоластической абстракции, чем подлинного мистицизма, а иконографический язык этого символа предельно прост: равносторонний треугольник — совершенное триединое Божество, глаз — всевидящее Провидение или Промысел о человеке, сияние — неприступная слава Божества. С конца XVIII века Всевидящее око занимает место в подкупольном пространстве храма или на его фронтоне. Переживает период трансформаций, которые приводят к выделению Всевидящего ока из отдельного элемента композиции в самостоятельный символико-аллегорический сформировавшийся образ. Постепенно из купольного элемента изображение переходит на иконную доску. Изображение проникло из католической иконографии и является неканоническим, при этом практически всегда его пишут в «формах канонического письма», что создаёт немалое замешательство у тех кто видит этот образ впервые. Апологеты этой иконы находят немало доводов в пользу её существования, наиболее веским догматическим основанием считается цитата из 32 Псалма Давида «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его». (Пс. 32:18).
Вторым событием этого вечера стало знакомство с творчеством знаменитого русского художника-портретиста, Академика живописи Петербургской академии художеств — Фёдора Степановича Рокотова (1735-1808).
Крупнейший портретист XVIII века, заслуживший уважение при жизни, он был вскоре предан забвению и открыт заново лишь спустя столетие, в начале ХХ века. Это забвение сказалось и на памяти о том кого сумел запечатлеть в своё время художник на своих портретах. К сожалению, большинство прекрасных портретов, передающих сложный мир человеческой души в тончайших оттенках настроений и чувств носят названия «Портрет неизвестной (ого)».
Загадочная полуулыбка рокотовских персонажей стала легендой. Известны выражения характеризующие работы этого мастера — «рокотовская дымка» («сфумато»), «рокотовское выражение чуть прищуренных глаз», «по-рокотовски тающие черты лица». Триумвират мастеров XVIII века Дмитрий Левицкий, Владимир Боровиковский, Фёдор Рокотов поистине составляют славу русской портретной живописи, но Федор Степанович, благодаря своему стилю, самый поэтичный портретист своего времени.
Слушатели «Русского музея: виртуального филиала» посетили 8-й зал Михайловского дворца с виртуальной экскурсией, в котором представлены работы этого художника.
В заключение вечера был представлен фильм из авторского цикла директора Русского музея В.А. Гусева – «Мраморный дворец».