Лекция «История иконографии святителя Николая Чудотворца».
18 ноября в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал» в Концертном зале РЦНК в Киеве прошла встреча, посвящённая истории иконографии святителя Николая Чудотворца.
В начале встречи всем собравшимся был представлен необычайно насыщенный и красочный фильм производства студии «Неофит» из серии «Праздники» — «Святитель Николай».
В фильме показаны и Миры Ликийские, его кафедральный город, и Бари, где лежат его святые мощи, и Бейт-Джала – местечко, в котором он, по преданию, жил несколько лет, когда совершал паломничество в Святую Землю, а также рассказывается о Никольских храмах Москвы, о Великорецком крестном ходе, о Николе Зарайском и о Николо-Угрешском монастырях. Съёмочная группа записала свидетельства разных лиц о больших и малых чудесах великого святителя, произошедших в наши дни.
В 1578 году итальянец Александро Гваньини, отмечая факт совершенно исключительного почитания святого Николая на Руси, сообщает: «Среди прочих святых они больше всего чтут Николая угодника и воздают ему почти божеские почести». Именование святого Николая «русским богом» встречается и в других свидетельствах иностранцев, которых поражала эта особенность русского православия. Народное почитание святителя потеснило даже особое отношение к Иоанну Предтече, о котором говорит Христос: «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11).
Изображения святого Николая принадлежат к числу наиболее распространённых как в искусстве византийского круга, так и на Руси. Его культ как заступника и помощника в бедах был характерен и для высших социальных слоёв, и для народной среды. В сознании верующего человека святитель Николай первый заступник и молитвенник, к которому молятся в самых различных бедах и жизненных ситуациях.
Среди всех святых христианского мира святитель Николай имеет самую развитую иконографию: большое число разнообразных типов изображений святого было создано на протяжении десяти столетий как в Византии, так и в России. Древнейшим и наиболее распространённым типом икон святого являются его поясные образы, которые складываются в византийском и русском искусстве в ХI–ХIII вв. Традиционно поясное изображение святителя, который правой чуть приподнятой рукой благословляет, а в левой держит закрытое Евангелие.
Исключительное место св. Николая в русской традиции во многом было связано с особой исторической ситуацией конца XI в. и важнейшим событием — перенесением мощей святого Николая из Мир Ликийских в Бари в 1087 году. Всего несколько лет спустя, в 1092 году на Руси был установлен особый праздник Перенесения мощей святителя Николая в Бари. Событие представляется исключительным не только по быстроте усвоения новой религиозной традиции из далёкой Апулии, но и потому, что Константинопольский патриархат, в юрисдикции которого находилась Киевская митрополия, рассматривал перенесение мощей скорее как незаконное похищение святыни, нежели повод для празднования. На Руси, напротив, всячески подчёркивалось, что Перенесение явилось освобождением великих христианских реликвий из мусульманского плена, которое могло совершиться лишь по Божественному промыслу.
После прочитанной лекции и без того хорошо проиллюстрированный в презентации материал был дополнен мультимедийным фильмом «Святой Николай — заступник рода крестьянского». Фильм рассказывает об иконографических типах изображений одного из самых почитаемых святых на Руси — святом Николае Мирликийском. Представлены произведения древнерусской иконы разных школ, деревянная скульптура, шитье, мелкая пластика.
И в заключение традиционно был показан фильм из авторского цикла директора Русского музея В.А. Гусева «Мраморный дворец».
Фильм об истории одного из значительных сооружений Петербурга – филиала Государственного Русского музея, Мраморного дворца. В настоящее время здесь открыта постоянная экспозиция работ иностранных художников и скульпторов, а также проводятся временные выставки современного искусства.