Лекция «Филермская икона Божией Матери»
2 декабря в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал» в Российском центре науки и культуры в Киеве прошла встреча, посвящённая истории Филермской иконы Божией Матери.
В начале встречи были представлены два короткометражных компьютерных фильма: «М.Ф. Квадаль. Коронация Павла и Марии Фёдоровны» и «В.Л. Боровиковский. Портрет императора Павла I в коронационном облачении».
Первый фильм, созданный по сценарию директора Русского музея В.А. Гусева, рассказывает о произведении знаменитого в Европе художника второй половины XVIII и начала XIX века М.Ф. Квадаля, изобразившего коронацию Павла I и его супруги Марии Фёдоровны, состоявшуюся 5 апреля 1897 года в Успенском соборе Московского Кремля. Эта крупноформатная многофигурная композиция представляет собой тщательно продуманное и отрепетированное театрализованное действо и одновременно – групповой портрет высших государственных сановников. Картину, которой не нашлось места в Михайловском замке, приобрёл князь А.Б. Куракин для своего имения «Надеждино». Ныне она хранится в Саратовском художественном музее имени А.Н. Радищева. Фильм рассказывает о самой коронации и об изображённых на картине персонажах. Проводится аналогия с созданной в те же годы картиной Ж.Л. Давида «Коронование Наполеона I и императрицы Жозефины».
Второй фильм содержит подробный рассказ о поступившем в Русский музей в 1897 году из Романовской галереи Зимнего дворца портрете Павла I в облачении гроссмейстера Мальтийского ордена. В фильме собраны интересные сведения об истории принятия Российским императором титула Великого магистра ордена св. Иоанна Иерусалимского, названного так в честь Иоанна Крестителя. Вручение Павлу I регалий, привезённых в Россию полномочным послом Мальты графом Литта, состоялось 29 ноября 1797 года в Тронном зале Зимнего дворца. Портрет, исполненный при жизни самодержца, в 1800 году, напоминает о торжественном церемониале, которым обставлялись все связанные с Мальтийским орденом события, выглядевшие пышно и подчас таинственно, с налётом театральности и рыцарской романтики.
Фильм рассказывает о творчестве выдающегося живописца В.Л. Боровиковского, об архитектуре павловского времени, в частности, о новой резиденции императора – Михайловском замке, а также о символике портрета, связанной не только с зодчеством, но и с государственным строительством и деятельностью масонов.
После короткометражных фильмов была затронута тема, касающаяся одной легендарной святыни, за которой закрепился как на Западе, так и на Востоке статус апостольской святыни, виденной Пресвятой Богородицей. Если вопрос апостольского письма закрыт по отношению к большей части икон, а о некоторых говорят, что они стали списком с иконы, писанной Лукой, то о Филермской говорят, как о той самой, написанной апостолом. Три первых века христианства не дают нам никакой информации о внешнем виде Богородицы, не дошло до нас указаний, относящихся к иконографии Богоматери, а свидетельства IV–V веков и некоторые априорные соображения говорят, по-видимому, даже против существования в то время подлинных Её изображений или признанных таковыми. По замечанию блаженного Августина Аврелия (354–430): «Мы не знаем лица Девы Марии, от которой безмужно и нетленно, чудесным образом родился Христос… Верим, что Господь Иисус Христос родился от Девы, имя которой Мария… Но такое ли лицо было у Марии, какое представляется в уме, когда мы говорим или вспоминаем об этом, мы совсем не знаем и не убеждены. Можно сказать, сохраняя веру, может быть, Она имела такое лицо, может быть, не такое».
В царствование императора Константина Великого, когда были восстановлены христианские святыни Иерусалима и стали собирать вещественные доказательства земной жизни Иисуса Христа и святых апостолов, в Иерусалим из Антиохии, где икона пребывала до 430 года, перенесли и Филермскую икону Божией Матери. Греческая императрица Евдоксия, супруга императора Феодосия Младшего, во время паломничества по святым местам послала святой образ в благословение царице Пульхерии, в Константинополь. В царственном граде икона была поставлена во Влахернском храме, посвящённом Пресвятой Богородице.
В 1204 году, когда рыцари четвёртого Крестового похода захватили Царьград, в числе многих других константинопольских святынь ими была увезена и Филермская икона Божией Матери. Образ был вновь перенесён в Палестину, где он достался рыцарям Ордена святого Иоанна Иерусалимского. По окончании крестовых походов рыцари перенесли икону на остров Родос, где на территории древнего селения Филермиос, близ города Родос, они построили для иконы храм.
В 1573 году, после захвата турками Родоса, святой образ обрёл новое местопребывание на о. Мальта, в кафедральном соборе во имя святого Иоанна Предтечи. После его освящения чтимая икона была помещена в Филермском приделе, где она и пребывала до самого конца XVIII века.
10 июня 1798 года остров Мальта был оккупирован 40-тысячной армией Наполеона. Покидая Мальту по приказанию французского правительства, великий магистр ордена Гомпеш увёз с собой несколько святынь. В числе их были десница святого Иоанна Крестителя, часть Животворящего Креста Господня и чудотворный образ Филермской иконы Божией Матери. Спасая священные реликвии, магистр Ордена перевозил их с места на место по всей Европе, пока не достиг Австрии. Отсюда икона совершила ещё одно длительное путешествие, на этот раз в Россию.
Австрийский Император Франциск II, искавший пути союза с Российской Империей против восставшей и пораженной хаосом Франции, желая расположить к себе Павла I, уже более полугода носившего титул Великого Магистра мальтийского ордена, велел передать Филермскую икону Божией Матери вместе с другими святынями в Гатчину. А в память об этом торжественном перенесении мальтийских святынь в Россию был установлен 25 октября особый праздник: «Празднования св. Иоанна Крестителя Господня в память перенесения с Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки св. Иоанна Крестителя».
В своей резиденции император Павел устроил для Филермской иконы новую богатую ризу, на которой сияние вокруг лика Пресвятой Богородицы было исполнено на фоне мальтийского креста.
После убийства императора Павла I в 1801 году реликвии были перенесены в Зимний дворец в Санкт-Петербурге и помещены в соборе Нерукотворного Спаса – домовом храме Царской семьи.
С 1852 по 1919 годы, по повелению императора Николая I, все три чудотворные святыни раз в году перевозились из Зимнего Дворца в гатчинскую Дворцовую церковь.
В 1919 году, во избежание поругания от богоборцев, все три реликвии были тайно вывезены в Эстонию, в город Ревель, где они пребывали некоторое время в православном соборе. Далее их путь простирался в Данию, где в то время пребывала в изгнании вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. После её кончины в 1928 году, дочери царственной особы – великие княгини Ксения и Ольга – передали святыни главе заграничной Русской Православной Церкви митрополиту Антонию (Храповицкому).
Некоторое время священные реликвии находились в православном соборе города Берлина, но в 1932 году епископ Тихон передал их королю Югославии Александру I Карагеоргиевичу, который хранил их в часовне королевского Дворца, а после и в церкви загородного Дворца на острове Дединьи.
В апреле 1941 года, в начале оккупации Югославии германскими войсками, 18-летний король Югославии Петр II и глава Сербской Православной Церкви Патриарх Гавриил вывезли реликвии в отдалённый Черногорский монастырь Святого Василия Острожского, где они тайно сохранялись до 1951 года, когда местными чекистами святыни были отвезены в Титоград, а оттуда переданы в Государственное хранилище исторического музея города Цетинье.
В 1993 году православной общественности удалось вызволить из многолетнего заточения десницу святого Иоанна Крестителя и частицу Животворящего Креста Господня. Филермская же чудотворная икона Пресвятой Богородицы, по неисповедимой воле Божией, и по сей день находится в историческом музее древней столицы Черногорской Митрополии – городе Цетинье.
Слушателям виртуального филиала Русского музея была представлена интерактивная программа и фильм: «Коронация Павла I и Марии Фёдоровны. Картина Мартина Фердинанда Квадаля». Программа включает живописные и графические портреты, виды городов и зданий, биографии исторических персон и документированные описания событий, регалий и облачений.
В заключение вечера был показан фильм из авторского цикла директора Государственного Русского музея В.А. Гусева «Коронация Павла I и Марии Фёдоровны».