До последнего посетителя
Во время ежегодной культурно-образовательной акции тверитяне смогли не только посмотреть постоянные и временные экспозиции, которые открыты в главных хранилищах истории Верхневолжья, но и поучаствовать в мастер-классах, играх, почитать стихи и познакомиться с творчеством тверских художников.
Проект «Ночь искусств» типологически очень схож с другой всероссийской акцией – «Ночь в музее». Обе они приближают прошлое, которое, по словам академика Дмитрия Лихачева, для нас во все времена является славным и залогом будущего. Так что в этот раз, как и в предыдущие, главным было не пропустить долгожданный сеанс встречи с историей. Впрочем, работники тверских музеев привлекали гостей не только «преданьями старины глубокой» – современности в программе «Ночи искусств» уделили достаточно внимания. Так времена переплетались, и актуальные явления, например, XIX века вдруг оказывались настолько важными именно сегодня, что только диву можно было даваться.
Возьмем, к примеру, живопись. Показателен пример художника Алексея Тыранова, автора аллегорической картины «Борьба за душу», экспонируемой сейчас на выставке «Художники Тверского края» в областной картинной галерее. Во время экскурсии, состоявшейся в рамках «Ночи искусств», гостям рассказали трагическую судьбу живописца, который на полотне, как считают специалисты, изобразил именно себя: именно за его душу борется ангел. Тыранов влюбился в свою натурщицу, но не нашел с ней своего счастья, более того – страсть погубила художника… Это не единственный сюжет «Ночи» в картинной галерее. Из времен дальних посетитель переносился в наши дни и слушал рассказ о Петре Лебедеве. Коллега Алексея Тыранова не был профессионалом, но его картины, созданные в 1960-е годы, занимают особое место в наивном искусстве. О значении творчества Лебедева рассказал давний друг галереи, сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея в Торжке Алексей Зинатулин. Новоторжский самоучка, выставка которого, к слову сказать, сейчас открыта в ВИЭМе, отличался от коллег по наивному цеху тем, что при создании своих работ использовал уникальную технику, которая получила название «фанерная аппликация». То есть сначала он выпиливал силуэты (они в основном связаны с родной новоторжской землей), а потом раскрашивал их.
После наивного искусства посетителей галереи вновь вернули в пространство профессионального творчества. Для этого авторы программы напомнили (все-таки Год литературы!), что в ноябре исполняется 100 лет со дня рождения Константина Симонова. В фондах музея хранится одно из самых известных полотен тверского живописца Вячеслава Шумилова «Жди меня», уже своим названием отсылающее к стихотворению Симонова. По словам Татьяны Платоновой, заведующей музейно-просветительским отделом галереи, сюжет картины прост: молодая женщина в бушлате и военных сапогах как будто только вбежала в комнату после дежурства в госпитале или ночной смены на заводе. Распечатав фронтовой треугольник, она, стоя спиной к окну, вчитывается в написанные в нем строки:
– Живописец четко уловил момент, когда ощущение глубокой внутренней напряженности и тревожное ожидание в лице женщины сменяется надеждой на встречу, которая все отчетливее проявляется по мере того, как она строчка за строчкой прочитывает долгожданное письмо. Художественная композиция полотна созвучна простоте поэтической техники симоновского стихотворения, написанного четырехстопным хореем.
Разумеется, в этот вечер не обошлось и без других его стихов – прочитать их смогли все желающие, а также стихотворений участников поэтического объединения «Вербалис»…
Каждый художник идет своим путем в искусстве. Петр Лебедев выпиливал, а Геннадий Ореликов получает изображения на бумаге при помощи воды, керосина и красок, которые на границе двух растворителей ведут себя самым непредсказуемым образом. Свою технику он назвал акватипия и рассказывал о ней на мастер-классе, состоявшемся в музее Салтыкова-Щедрина. Геннадий Николаевич является сотрудником Тверского государственного музея, ему принадлежат художественные решения многих экспозиций в музеях-филиалах, но активно работает он и в станковом изобразительном искусстве. Посетителям Ореликов показал свои наброски, вошедшие в выставку «Листы из альбома». Они сделаны с натуры в различное время и в разных местах: в среде художников, на природе, в электричке… В музее писателя, кроме того, состоялись мастер-класс по бумажному рисунку, концерт барда Юрия Бавыкина и, конечно, экскурсии по мемориальной экспозиции, посвященной автору «Истории одного города».
В другом филиале ТГОМ – Музее тверского быта – «Вечерний визит» включал в себя знакомство с народным искусством, мастер-классы по кружевоплетению из золотной нити, росписи пряника, плетению из бересты, изготовлению кукол, общение с самым настоящим гончаром и кожевенником, а также игры и прогулку по экспозиции «В гостях у тверских купцов». Надо ли говорить о том, что все музеи работали, пока домой не ушел последний посетитель….
Сергей БОЙЦОВ