В картинной галерее вспоминают Гоголя
Тверской информационный интернет-портал "Новости культуры"
Очередная выставка в картинной галерее, открывшаяся в рамках проекта «Застывшее слово», посвященного Году литературы, обращена к личности Гоголя.
«Я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадает меня совершенно», – говорил писатель о себе, и, подобно многим своим персонажам, он сам стал полуфантастической фигурой. Может быть, поэтому образ автора «Мертвых душ» во все времена привлекал не только читателей, но и художников.
Еще при жизни о нем ходили противоречивые слухи. Они усугублялись замкнутостью писателя, его склонностью к мифологизации собственной биографии. Загадочная смерть его породила еще больше легенд и слухов. На сегодняшний день о жизни и творчестве Гоголя написано множество исследований, в которых он предстает и как блестящий писатель-сатирик, обличитель социальных и человеческих пороков, и как религиозный мыслитель, публицист и последовательный христианин, не лишенный, однако, известной степени мистицизма.
Таинственными мотивами наполнен мир ранних повестей классика русской литературы, прозаика, публициста, драматурга, критика, знакомого читателю со школьной скамьи. В сборниках «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород» этот мир, насыщенный таинственностью, основанный на мифологических и фольклорных образах славянских народов, представляет собой цельный, законченный, живущий по собственным законам художественный космос. «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!..» – так восторженно отзывался о творчестве Гоголя Александр Пушкин после выхода в 1831 году первой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Но, если присмотреться, эта «веселость», несущая различные оттенки — от беззаботного подтрунивания до мрачного комизма, – имеет дуалистическую природу, а гоголевский мир, в котором живут созданные писателем персонажи, при всей полноте и искренности их чувств трагически конфликтен, что, несомненно, является отражением мироощущения автора.
Образ Николая Васильевича стремились воплотить самые разные художники, в том числе и мастера монументального искусства, а, напомним, именно ему посвящен проект «Застывшее слово», и потому он так назван. Как рассказала «ТЖ» старший научный сотрудник информационно-издательского отдела ТОКГ Ольга Андреева, в собрании музея находится скульптурный портрет писателя, выполненный художником Зиновием Виленским и датируемый второй четвертью ХХ века.
Небольшой бюст, отлитый из бронзы, представляет собой узнаваемое изображение классика русской литературы: гоголевская прическа с пробором, усы, длинный нос с горбинкой. Писатель с одного ракурса предстает перед зрителем задумчивым, погруженным в себя, с другого же, присмотревшись, можно заметить полуулыбку и некую «чертовщинку» в его взгляде, только кажущемся опущенным долу и застывшим.
– Живость черт, воплощенная в портрете, достигается легкостью и особой пластикой в работе с материалом, которые свидетельствуют о высокой степени мастерства скульптора, сумевшего показать зрителю двойственность мироощущения гениального и таинственного писателя, – объясняет Ольга Андреева.
Рассказывая об авторе скульптуры, она замечает, что он был удостоен звания народного художника СССР, был лауреатом Сталинской премии, членом Академии художеств СССР. Происходил из села Корюковка (ныне город в Черниговской области Украины). Мастер, окончивший живописное отделение Киевского художественного училища и ВХУТЕИН (ВХУТЕМАС), работал мастер в жанре монументальной скульптуры и скульптурного портрета. Их характерными особенностями были интересная передача индивидуальных особенностей модели, использование выразительных возможностей естественной фактуры материала. Те же самые приемы мы видим и в портрете Гоголя, с именем которого связана целая коллекция галереи.
Замечательной иллюстрацией к «Вечерам на хуторе близ Диканьки» вполне могла бы служить картина Доминика Гагена «Украинцы». Автор ее был известен своими графическими и живописными зарисовками жанровых сценок из жизни и быта жителей Малороссии. Гоголевская тема была близка и Николаю Золотареву, петербургскому театральному художнику, сценографу – в собрании галереи находятся его эскизные работы к спектаклю по повести Гоголя «Шинель». Благодаря таким мастерам, как Александр Пруцких, сложилась хрестоматийная, привычная всем иконография портретов великого писателя, которая наряду с изображениями других классиков получила широкую известность благодаря репродукциям, изданным массовыми тиражами.
Здесь уместно вспомнить и одного из первых иллюстраторов произведений Гоголя – Александра Агина. Его «Сто четыре рисунка к поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», выполненные в соавторстве с ксилографом Евстафием Бернадским, выходили в 1847–1848 годах тетрадями по четыре гравюры на дереве в каждой. Полностью вся серия была опубликована лишь в 1892 году, в коллекции же картинной галереи находится факсимильное издание «Ста четырех гравюр» 1893 года. Колоритные гоголевские персонажи служат неисчерпаемым источником вдохновения для художников, работающих в самых различных жанрах, стилях и техниках – не только в живописи, графике и скульптуре. Осязаемая плотность, острая характерность, яркая красочность его образов словно предназначены для воплощения в формах декоративно-прикладного искусства. Один из примеров воплощения образа гоголевской Оксаны – одноименная декоративная скульптура, выполненная Марией Холодной в фаянсе.
Евгений ПЕТРЕНКО