Куклы, которые делают нас мудрее.
В Екатеринбургском музее изобразительных искусств (Воеводина, 5) вот уже месяц работает удивительная выставка «Тайна кукольного шкафа». На трогательных мишуток, котов-стиляг, танцующих на крыше, снежного динозавра и Джона Леннона на кракозябре можно смотреть долго-долго. А потом вдруг в музейной витрине не узнать свое лицо – настолько детским и счастливым оно стало.
«Как вы думаете, ребята, почему эта работа называется «Кошачья заводь»?» – спрашивает малышей руководитель студии «Маленький Творец» Музея ИЗО Ирина Грибинец. «Потому что здесь заводят кошек», – уверенно отвечает мальчик, а ребята серьезно его слушают и задумчиво разглядывают домик у речки с уютной кухонкой, кладовой с запасами, кабинетом и теплой спальней. Здесь за столом сидит кот. Он, вероятно, заядлый путешественник, потому что в коробке, стоящей рядом с ним, – множество свернутых географических карт. Котик читает книжку, а может быть, сочиняет стихи – уж больно вдохновенная у него поза. А на кухне – творческий беспорядок: тут явно будут печь пирог и встречать гостей…
У каждого экспоната на выставке «Тайна кукольного шкафа» – своя история, своя тайна, которую можно попытаться раскрыть. Для этого много не надо – достаточно снова, как в детстве, поверить в то, что куклы – живые, что им так же, как нам, бывает больно, страшно и радостно.
Вот сидит «Дон Кихот» Юлии Косыминой. Усталый, разочарованный, он задумчивым, невидящим взглядом смотрит в одну точку. Это не благородный великий безумец Сервантеса, свято верящий в силу добра и справедливости, готовый сражаться за них с кем угодно. Перед нами «Рыцарь печального образа», у которого нет ни сил, ни желания подняться – слишком много на его пути было ветряных мельниц.
А вот Пьеро Ирины Чирковой – совсем не так плаксив, как в сказке про Буратино. В белом костюме он прогуливается с собачкой по набережной, его мысли чисты и светлы, а в душе – любовь и покой.
На выставке «Тайна кукольного шкафа» множество чудеснейших героев – одни пришли из сказок и романов, другие – из детских воспоминаний. Здесь и Дюймовочка, и Алиса, и Арлекин, и милая Уточка, с которой, наверное, хорошо делиться своими маленькими печалями, и Мишутка на деревянной лошадке. Созданы они начинающими и уже известными в России и даже в Европе художниками из папье-маше, паперклея и ладолла (полимерной глины).
Поверить, что эти изящные, совсем, кажется, живые существа созданы в технике папье-маше, то есть из обычной бумаги, очень сложно. Наверняка здесь не обошлось без магии – детской веры в то, что все, сделанное с любовью, имеет душу.
Выставка «Тайна кукольного шкафа» продлится до 31 января.
Автор: Елена Азанова
Фото: Татьяна Доукша