Режиссёр Юрий Быков пообщался с тамбовчанами
Вчера, 22 декабря, в кинозале краеведческого музея состоялся показ небезызвестного фильма «Дурак» (2014), режиссёра Юрия Быкова.
Премьеру нашумевшей киноленты россияне увидели ещё в декабре 2014 года, однако аншлага собрать ей так и не удалось. Несмотря на это, можно с твёрдой уверенностью сказать, что, среди увидевших воочию эту постановку, вы не найдёте, пожалуй, ни одного равнодушного человека. Об этом, кстати, свидетельствует довольно высокий рейтинг картины – получить твёрдую «восьмёрку с хвостиком» на известном «КиноПоиске», дорого стоит, особенно для детища российского кинематографа, не правда ли?
Главным событием вечера стало появление на сцене самого «виновника торжества» - автора картины, режиссёра, Юрия Быкова. Уроженец Новомичуринского района известен не только постановкой «Дурака», но и таких фильмов как «Жить» (2010), «Майор» (2013) , а также телесериала «Метод» (2015) с Константином Хабенским в главной роли.
- «Что сказать? «Дурак» снят на основе реальных событий - картина строилась исходя из проблематики сегодняшнего дня, но, конечно, это художественная реальность. Никаких совпадений с действительностью здесь нет, но... в то же время есть. События, происходящие в этой картине, с гораздо более усугубляющими обстоятельствами и последствиями, происходят постоянно в нашей стране. К сожалению... Фильм достаточно грустный, поэтому, хотелось бы заверить вас, что я довольно жизнерадостный человек, но тематику для своих постановок выбираю такую, чтобы сделать, так называемый, «документ времени», в котором я живу. Это для меня важно, потому что у меня есть обязательства перед теми людьми, которые впоследствии будут являться участниками этих событий. Во всем моих фильмах есть реальные прототипы, есть реальные люди, которые живут со мной в это время. Я им должен. Должен в том смысле, что кто-то обязан нести хоть что-то разумное в наше время, несмотря на то, что этого становится всё меньше и меньше. Но я уверен, что мы победим. Приятного вам просмотра».
Сразу после тёплых слов предисловия зрители погрузились в совершенно противоположный мир. Тот самый реальный мир, в котором все мы с вами живём, но так боимся в этом признаться. Быков не просто «снял кожуру», он заглянул в самую глубину, в самую «сердцевину» России, туда, где моральные ценности, человечность, истина и гуманность уже не имеют никакого значения. На первый взгляд может показаться, что картина не сможет ничем удивить: все мы знакомы с произволом властей, процветающей коррупцией, с тем, как живут люди в общежитиях, бедных семьях, и на что приходится смотреть их подрастающим детям. Да, эти реалии сложно не заметить. Но здесь всё иначе. Среди этого «Бала Сатаны» пробивается лучик надежды. Глупый, маленький, но такой упрямый и настойчивый лучик, готовый бороться с «трещинами» российской бесчеловечности. Один против всех. А дурак ли он на самом-то деле? Возможно, здесь есть место наивности, а не глупости. Режиссёр смог показать наглядный пример того, как наивность и душевная простота способны загнать человека в угол собственной безысходности. Разве можно спасти других, когда не можешь спасти себя?
По окончании просмотра зрителей мучил не только этот вопрос. Что в итоге стало с главным героем? Похож ли режиссёр на своего персонажа? Считает ли он его дураком? На эти и многие другие вопросы тамбовчанам ответил сам автор картины.
- От лица всех присутствующих хотелось бы сказать Вам «спасибо» за смелость показать такую картину. Но, объясните всё-таки, каково значение здесь слова «дурак»?
- Мой герой – дурак в самом прямом смысле этого слова. Только это не Ванька-дурак, который лежал на печи, а человек, которому часто задают вопрос: «Тебе что, больше всех надо?». Данные слова, собственно, и звучат в фильме. Дурак – человек, живущий вне системы. Сами посудите: он шагает в пропасть неизвестности, бросает свою семью, ради спасения тысячи человек. Один. Разве не дурак?
- Все мы знаем, что такое политика и власть. Но главным, всеобразующим жизненным фактором, всегда есть и будет любовь. Объясните, пожалуйста, какова непосредственно линия любви в Вашем фильме?
- Раньше я не сильно задумывался над этим, в виду того, что все мои фильмы построены на чувстве юношеского максимализма, но, со временем, я понял, что любовь, например, женщины к ребёнку, сына к своей семье, родителям - она встаёт костью в горле у моего героя. И жена, и мать, и отец – они любят его, но они любят его за то, что, собственно, и привело его к такому финалу. Чистота, человечность и искренность парня заставляет его идти до конца, а когда ты идёшь до конца – мораль и долг становятся самым главным в такой ситуации. Лично для меня - это дилемма, с которой ещё предстоит разобраться.
- Почему ни в одном из Ваших фильмов нет так называемого «хеппи-энда»? Не задумывались ли Вы над тем, что реальность, которую Вы показываете, может отрицательно сказаться на подрастающем поколении?
- Дело в том, что моё кино как раз для той самой молодёжи, интеллектуальной элиты, которая в будущем будет оказывать влияние на нашу с вами жизнь. Наши дети станут чиновниками, полицейскими, врачами, учителями, да кем угодно, и если я смогу затронуть их, то я убеждён, что молодёжь способна будет повлиять на жизнь тех людей, которые не смотрят моё кино. Они придут в школы, больницы, на свои посты и по-другому будут относиться к своей работе. Это самое важное, лично я так считаю.
- Как Вы думаете, есть ли у Вас сходство с главным героем? Не боитесь ли Вы «закончить» также, как он?
- Безусловно, я боюсь смерти. Очень боюсь. Но проблема в том, что наша жизнь слишком коротка, чтобы бояться. Она действительно очень недолго длится. Если смотреть с прагматической точки зрения - жить мне осталось 30-40 лет. Я постараюсь потратить это время на что-то очень важное, что-то оставить после себя, донести людям. Человек, живущий по принципам «моя хата с краю – ничего не знаю» и «я никому ничего не должен» не существует для меня. Так просто не бывает. В этом, наверное, и есть моё сходство с главным героем.
Когда беседа подошла к концу, в толпе людей, выходящих из кинозала, слышался оживлённый шёпот: «Я под огромным впечатлением. Он не такой режиссёр, как все, он – настоящий. Это доказал не только его фильм, но и он сам». Хочется верить, что картины Юрия Быкова действительно найдут отклик в сердце каждого человека, ну а мы желаем ему реализации своих дальнейших творческих планов. Если уж и суждено нам жить в стране дураков, то пусть они будут такими.
Юлия Сопина
http://tmb.news/exclusive/reportage/rezhissyer_yuriy_bykov_poobshchalsya_s_tambovchanami/