Выставка «80-летию первого алтайского искусствоведа В.И. Эдокова посвящается»
15 января 2016 г. в Национальном музее имени А. В. Анохина состоялось открытие выставки, посвященной 80-летию первого алтайского искусствоведа Владимира Ивановича Эдокова.
Владимир Иванович Эдоков родился 15 января 1936 года в г. Горно-Алтайске. В 1957 году окончил филологический факультет Горно-Алтайского пединститута, в 1963 году – факультет теории и истории изобразительного искусства Ленинградского государственного художественного института имени И. Е. Репина. Преподавал рисование в Горно-Алтайском педучилище. С 1966 по 1995 годы работал в Горно-Алтайском НИИИЯЛ. В 1971 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по теме «Г. И. Чорос-Гуркин – первый алтайский художник». В 1972 году принят в Союз художников СССР. В 1992 году избран председателем правления Союза художников Республики Алтай, организатором и вдохновителем которого является он сам.
Основная тема исследований ученого – история народного и изобразительного искусства Алтая. Он – автор нескольких монографий: «Г. И. Гуркин. Очерки о жизни и творчестве» (1967), «Очерки истории изобразительного искусства Горного Алтая» (1981), «Мастер из Аноса» (1984), «Возвращение мастера» (1994), «Чевалков Н. И. Очерки о жизни и творчестве» (1972). Значение трудов В. И. Эдокова состоит в том, что в них впервые творчество алтайских художников первой половины ХХ века введено в круг общероссийского искусствоведческого знания. Владимиром Ивановичем написаны около 300 статей в сборниках, журналах и газетах, охватившие период от середины 60-х до середины 90-х годов прошлого столетия. Это обзоры персональных, областных, краевых, зональных выставок по изобразительному искусству: «В горах голубого Алтая» (1972, 1982, 1985), «Нивы Алтая» (1983), «Сибирь социалистическая»(1975, 1980, 1985), «Сибирь», вступительные статьи и предисловия к каталогам и альбомам произведений алтайских и сибирских художников М. К. Бабакова, И. И. Ортонулова, С. К. Янсона, А. А. Таныша, В. Н. Костина, А. М. Ананьина, Ф. С. Торхова, М. Я. Будкеева, С. И. Кашкарова, Ю. Е. Бралгина и др. В. И. Эдоковым написаны десятки статей о творческих портретах самодеятельных и профессиональных художников, о таком феномене культуры как первое в Сибири учебное заведение – Ойротская художественная школа, открывшаяся по инициативе Г. И. Чорос-Гуркина и Н. И. Чевалкова в 1931году, о его первых преподавателях, как А. А. Луппов, студию которого он посещал в городском Доме культуры, и самобытных учениках – первом алтайском скульпторе Ярымке Мечешеве, графике и сценографе Александре Каланакове. Таким образом, благодаря ему сложилась уникальная летопись художественной и культурной жизни Горного Алтая второй половины XX века.
С именем В. И. Эдокова тесно связано формирование художественной коллекции Национального музея имени А. В. Анохина, которое шло несколькими путями. Это приобретение на собственные средства, дарение и получение через систему заявок. При Министерстве культуры РСФСР существовала Дирекция художественных фондов и проектирования памятников, позднее «Росизопропаганда», которая проводила государственную программу комплектования музейных фондов России путем приобретения для российских музеев произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. С 1970 года, являясь членом фондово-закупочной комиссии, В. И. Эдоков активно сотрудничал с Дирекцией. С этого периода фонды музея комплектуются произведениями живописи, графики не только местных, но и известных сибирских мастеров пейзажа – Ф. А. Филонова, М. Я. Будкеева, Г. Ф. Борунова, Н. П. Иванова, С. И. Чернова, В. А.Зотеева, Ф. С. Торхова, М. Д. Ковешниковой, кемеровского графика и живописца А. М. Ананьина, бийского – Ю. Е. Бралгина, московских – П. В. Судакова, П. И. Розина и других, творчество которых было тесно связано с процессом активного художественного освоения региона. Их вдохновили не только красота и разнообразие алтайской природы, но и образы простых людей труда: чабанов, доярок, табунщиков, мараловодов, которые определили специфику пейзажной и портретной живописи этого времени («Стан животноводов», 1971; «Вечер на руднике Акташ», 1968 г.; «Мергеев Василий из Теньги», 1982 г.; «Герой Социалистического Труда чабан Кестелова Байчел. Колхоз Ленинский наказ», 1962; «Доярка Горно-Алтайской области Кабыкова Лена», 1962 г.; «Кундин Василий Манотович – скотник молодняка»; «Портрет чабана КерексебесовойАнны», 1971; «Чабан Аларушкин. Ябоганский совхоз», 1963 г.; «Мараловодка Татьяна Попова», 1976 г.).
В. И. Эдоков, как истинный ученый, сочетая широкую гуманитарную образованность с высоким уровнем владения художественным профессионализмом, скрупулезно отмечал события, появление новых имен и произведений, закономерности их развития, квалифицировал, описывал в терминах, связанных с искусством, т. е. активно вводил в систему социализации, которая позволяет считать работы того или иного художника произведениями искусства. Здесь искусствовед играет ведущую роль. Это очень важный определяющий момент: если он сказал, что нечто является произведением искусства, то зритель вынужден с этим согласиться. Таким был Владимир Иванович Эдоков.
Заместитель директора Национального музея имени А.В. Анохина,
Р.М. Еркинова