К.С. ПЕТРОВ-ВОДКИН
Сегодня для членов “Комплексного центра социального обслуживания ВО района” (отделение №1) читателей и посетителей библиотеки состоялось виртуальное путешествие “По Русскому музею” информационно-образовательного центра “Русский музей: виртуальный филиал”.
(1878-1939) - российский и советский деятель культуры, теоретик искусства, живописец, график, театральный художник и декоратор, писатель и педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930).
В 1900-х гг. испытывал сильное влияние символизма и «модерна» («Сон», 1910; «Играющие мальчики», 1911; «Купание красного коня», 1912). С 1911 г. — член объединения «Мир искусства». Участвовал в выставках «Золотое Руно» (1909-1910), «Мир искусства» (1910—1924) и др.
Неоднократно обращался к религиозным мотивам, став мастером «церковного модерна»: «Богоматерь с младенцем» — керамическое панно на здании клиники Р. Р. Вредена в Петербурге, 1904; росписи в храме Василия Златоверхого в Овруче (1910), Морском соборе в Кронштадте (1913); росписи и витраж в Троицком соборе города Сумы (1915).
В 1920—1930-х гг. создавал картины на темы, навеянные пафосом революционной борьбы и жертвенности во имя будущего («1918 год в Петрограде», 1920; «После боя», 1923; «Смерть комиссара», 1928); аналитически строгие портреты (А А. Ахматовой, 1922; А. Белого, 1932); натюрморты, выявляющие конструктивность предметного мира («Черемуха в стакане», 1932). Побывав в Самарканде (1921), расширил историко-культурный спектр своей живописи и графики восточными мотивами — опубликовал книгу со своими иллюстрациями «Самаркандия» (1923). В 1924—1929 гг. входил в объединение «Четыре искусства», работал как график, театральный художник и декоратор.
Проявил себя и как талантливый писатель — «Моя повесть» (1-я ч. «Хлыновск», 1930; 2-я ч. «Пространство Эвклида», 1933) и др.
В 1918—1933 гг. — один из реорганизаторов системы художественного образования, преподавал в Государственных свободных художественных учебных мастерских — Институте живописи, скульптуры и архитектуры в Петрограде (Ленинграде).