Художник Нестеров В.М
Сегодня для членов “Комплексного центра социального обслуживания ВО района” (отделение №1), читателей и посетителей библиотеки, в информационно-образовательном центре “Русский музей: виртуальный филиал
состоялось виртуальное путешествие “По Русскому музею”, посвященное русскому художнику Михаилу Васильевичу Нестерову - одному из крупнейших русских живописцев. Творчество М.В.Нестерова олицетворяет собой живую связь времен, преемственность между искусством XIX века и современным. Нестеров воистину прожил две жизни в искусстве, равноценные по своей значимости. Ко времени Октябрьской революции художник пришел уже широко известным в России и Европе мастером, создателем особого живописного мира, человеком, чье имя связывалось с настойчивыми поисками нравственного идеала. В последнее двадцатилетие жизни он становится видным портретистом, более того - признанным главой советской портретной школы. Детство художника прошло в одном из старейших городов Урала - Уфе, в религиозной патриархальной, но отнюдь не чуждой современной культуры купеческой семье. Христианское мироощущение Нестерова, его любовь к России определяются во многом семейной атмосферой, в которой он вырос.
Нестеров, поэтизируя русскую природу и русскую старину и стремясь найти нравственный идеал в глубоко и искренне веровавших людях Древней Руси, пожалуй, наиболее полно воплотил в своем творчестве идею национального романтизма.
В начале своего творческого пути Михаил Нестеров искал свою индивидуальную манеру в бытовом жанре («Жертва приятелей», 1881; «Экзамен в сельской школе», 1884; «Знаток», 1884), в исторической картине («Шутовской кафтан», 1885; «Избрание Михаила Федоровича на царство», 1886) и портрете («Портрет М. И. Нестеровой», 1886).
Лучшие произведения — «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890), «Пустынник» (1888), «Под благовест» (1895), «Великий постриг» (1898) и другие. Наименее удачные те, в которых художник пытается осуществить подобие синтеза между церковным образом и станковой картиной, вводя в изображение канонические иконные атрибуты, а условный золотой фон заменяя «очищенным» прозрачным пейзажем («Преподобный Сергий Радонежский», 1899; «Юность преподобного Сергия», 1892—1897).
Уже в советское время, особенно в 1930-х годах, творчество Нестерова обретает новую эмоциональную активность. С этого времени единственной точкой приложения своих сил он выбирает портрет.
Долголетие Нестерова-художника и полноценность его вклада в русское и советское искусство - следствие особой чуткости его душевного склада, вечного творческого беспокойства, неутомимости во всегда искренних поисках правды и совершенства.