Историко-архитектурный ансамбль Свято-Успенской Почаевской лавры (к 185-летию К.Д. Флавицкого)
9 декабря в Концертном зале РЦНК состоялась встреча, посвященная историко-архитектурному ансамблю Свято-Успенской Почаевской лавры.
Почаевский монастырь основан, предположительно, бежавшими в 1240 году из Киева, разоренного войсками хана Батыя, монахами Киево-Печерской лавры. Изначально это пещерный монастырь, который постепенно обзаводится целым архитектурным комплексом, охватывающим всю площадь вершины каменистого холма, куда помимо храмовых сооружений вошли и объекты оборонного назначения.
Благодаря дарам местной помещицы Анны Гойской монастырский комплекс получил новый импульс для своего развития, ведь помимо обширных земельных наделов иноки получили в свое распоряжение чудотворную икону Божьей Матери, которая снискала славу исцеляющей. На поклон в обитель потянулась вся округа, а слава о чуде разлетелась далеко за ее пределы. Расцвет монастыря приходится на первую половину XVII века в связи с деятельностью новоизбранного игумена Иова (Железо или Залізо) (1550–1651). В его игуменство в 1649 году на средства Домашевских Федора и Евы построен новый каменный храм монастыря. Преподобный Иов Почаевский ведет активную антиуниатскую деятельность. Но несмотря на это, в период с 1713 по 1831 год Почаевский монастырь был занят греко-католическим братством святого Базилия.
Формирование нынешнего комплекса каменных построек Почаевского монастыря связано с именем польского магната Николая Василия Потоцкого (1712–1783). Его стараниями был перестроен Троицкий храм (1768), сооружена церковь святой Варвары (1774), начато возведение нынешней доминанты комплекса – собора Успения Пресвятой Богородицы (1771–1783), завершен периметр внутреннего двора строительством келейных корпусов (1771–1780).
В результате третьего раздела Польши (1795) Почаев вошел в состав Российской империи, но в рамках политики веротерпимости монастырь остается во владении греко-католической церкви. Мирное существование обители первой четверти XIX века вносит последние штрихи в завершение архитектурного ансамбля обители – на склоне увидел свет Архиерейский дом, а весь периметр комплекса обнесен каменной оградой.
Польское восстание 1830–1831 годов послужило поводом для пересмотра отношения в вопросе веротерпимости к греко-католическим монастырям. В результате к концу десятилетия все василианские монастыри необъятной империи вместе с имуществом были переданы в руки православного греко-российского духовенства.
Уже в качестве православной обители Почаевский монастырь получает звание Лавры (1833), что приводит в его стены новую волну паломников, в том числе из царской фамилии, на средства пожертвований которых начат новый этап строительства: возведен Надвратный корпус (1835), Колокольня (1861–1871) и Похвальная церковь Святой Троицы (1862), а пещерная церковь святой Варвары значительно перестроена (нач. 1860-х).
В 1859 году российским императором Александром II (1818–1881) в дар Успенскому собору Лавры был преподнесен огромный иконостас, созданный известными столичными мастерами кисти (И.М. Горбуновым, С.Ф. Верховцевым, Н.А. Лавровым, Е.Я. Васильевым).
На заре нового столетия храмовый комплекс Свято–Успенской Почаевской Лавры обзаводится новым зданием Троицкого собора на месте ветхого строения XVII столетия, иконостас которого был завершен лишь спустя пятьдесят лет после открытия храма.
Архитектура
Успенский собор (1771–1783) – трехнефная центральнокупольная базилика в форме латинского креста (30м х 69м) на двухъярусном постаменте-террасе, взмывающий над вершиной Почаевской горы на высоту 45м, создана совместными усилиями архитекторов Готфрида Гофмана и Петра Полеевского на средства Николая Потоцкого с учетом особенностей ландшафта (пещеры и ходы искусственного и природного происхождение).
Внутренняя масляная роспись интерьеров доминанты всего комплекса Свято-Успенской Почаевской лавры с полуциркульным сводами на подпружиненных арках, в щелыгах (место соединения арки и свода) которых устроены фонари для освещения хоров, была начата еще известным львовским художником Лукой Долинским (1745–1824), но свое завершение нашла лишь на рубеже XIX и XХ веков.
Внешнее декоровое убранство собора Успения Пресвятой Богородицы, в котором преобладают рокайлевые черты (лепнина растительного характера, вазоны, сдвоенные и одинарные пилястры, портики композитного ордера, раскрепованные карнизы люнет) носит пышный характер, придающий ему излишнюю подчеркнутость главенства над прочими сооружениями комплекса.
Отличительной чертой архитектуры соборной церкви лавры является удлиненная прямоугольная алтарная часть, южный фасад которой завершается повернутыми под углом 45? к продольной оси эллиптического по форме притвора с четырьмя полуколоннами парой боковых угловых башен, находящих свое завершение в золотых куполах.
Троицкий собор (1906–1912), автором которого является Алексей Викторович Щусев (1873–1949), представляет собой трехнефный трехаспидный крестово-купольный с притвором храм в северо-восточной части комплекса.
Его кирпичный не оштукатуренный кубический объем значительно возвышается над притвором, который в северной части над членением переходит в круглую башню с выходом на хоры. Отделкой внешних фасадов служат неглубокие арочные ниши, передающие внутреннее членение здания, смягчая визуальную аскетичность фасадов с миниатюрными окнами-бойницами.
Изюминкой композиционного восприятия северо-восточного центра Свято-Успенской Почаевской лавры являют собой мозаичные панно с росписью на южном (художник – Н.К. Рерих), западном (автор – А.В. Щусев) и северном порталах, а также геометрический композиционный рисунок культовой тематики, выполненный при помощи рельефной кладки.
Кирпичный периметр келий (1771–1780) по проекту Г. Гофмана, в комплексе с Успенским собором образующий пространство Внутреннего двора (45м х 50м), состоит из трех и двухэтажных зданий коридорной планировки с односторонним расположением помещений под крестовыми сводами.
Внешняя отделка, где доминируют ярко выраженный барочный фронтон Западного крыла и пилястры коринфского ордера парадных фасадов, подчеркивает прямоугольные проемы окон наличниками замковых камней.
Прямоугольный в плане Архиерейский дом (1825) Свято-Успенской Почаевской Лавры, построенный из кирпича с посекционной планировкой помещений, имеет благодаря месторасположению на юго-восточной оконечности холма разноуровневую высоту от четырех ярусов (южный) до двух (северный и западный фасады).
Богатство убранства внешних его фасадов представляют пилястры ионического ордера с завершением из антаблемента, украшенного модильонами и дентикулами, а нижний ряд прямоугольных оконных проемов подчеркнут полуциркульными сандриками. Центральная же часть южного фасада выделена с помощью балкона в три окна под треугольным фронтоном.
Третья на Украине по высоте Колокольня (1861–1871) (65м), построенная по проекту Раструханова – кирпичное оштукатуренное пятиярусное здание, нижние два из которых - прямоугольные трехчастные, служат пьедесталом для последующих кубических, четвертый является пристанищем для 11,5-тонного Благовестного колокола 1886 года (автор – Аким Воробьев), а верхний венчают куранты и шпиль над небольшой маковкой.
Насыщенную эклектичную отделку внешних фасадов составляют преимущественно антаблемент полуколонн коринфского ордера под раскрепованным карнизом, архивольты арочных проемов, фронтоны сегментные и разорванные, люнеты в пластичном оформлении.
Двухэтажный кирпичный Надвратный корпус (1835) в стиле позднего классицизма, главный внешний фасад в виде четырехколонного портика дорического ордера которого поддерживает фронтон со священным изречением, встречает входящих изображениями святых над коваными вратами.
Достопримечательности
За латунной оградой под золотым ковчегом в Успенском соборе Лавры - след правой стопы Богородицы с целебным источником, который прославился на весь мир своим чудом дарования жизни и здоровья страждущим, хоть раз в жизни испившим ее. Над ковчегом - бронзовый барельеф Явления Богородицы.
Почаевская икона Божией Матери в золотом венце на небольшой липовой доске над Царскими вратами – коронованная папой Климентом XIV в знак признания чудотворности – за столетия не раз даровала измученным телесными и духовными страданиями избавление и радость счастья без боли.
У нетленных мощей преподобного Иова, игумена Почаевского (1551–1651), покоящиеся в Пещерной церкви, ищут благословения паломники, как у человека, при жизни прославившегося силой веры и духа благочестия, укреплявшего своей верой и подвигавшего на благие дела других.
Рядом в Пещерной церкви нашло свой последний земной покой и нетленное тело преподобного Амфилохия Почаевского (1894–1971) – стоика, не сломавшегося под действием чужой злой воли, а обретшего в награду дар исцеления и прозорливости.
После рассказа, проиллюстрированного многочисленными фотографиями, был представлен короткий сюжет Союза православных журналистов «Крестный ход в Почаеве, вид с воздуха» снятый с помощью летающих квадрокоптеров и дронов.
В заключение первой части была представлена визуализация Почаевской Лавры в 3D формате под названием «Почаевская Лавра. Взгляд в будущее».
К.Д. Флавицкий
Вторая тема этого вечера была посвящена истории одного шедевра из собрания Русского музея «Христианские мученики в Колизее» (1862). Эта картина написана Константином Дмитриевичем Флавицким, которому в этом году исполнилось 185 лет со дня рождения.
Переходом к новой теме стал сюжет из документального цикла «Искусственный отбор» — «Константин Флавицкий».
В качестве пенсионера Академии художеств Константин Флавицкий в 1855–1862 годах путешествовал по Европе – он побывал в Берлине, Дрездене и Париже, а затем жил в Риме. Будучи в Италии, он работал над картиной «Последние минуты христиан, осуждённых на съедение хищными зверями», которая впоследствии и стала известна под названием «Христианские мученики в Колизее».
Резкие контрасты света и тени переносят нас в угрюмое подземелье, где ожидают неизбежной гибели первые последователи христианства. Поток света, врывающийся под каменные своды, выхватывает из полумрака поверженные и согбенные фигуры стариков и женщин, четким силуэтом рисуется фигура мужчины с крестом, в порыве веры увлекающего маленького мальчика на арену – где виднеются львы. Перед нами сцена из эпохи римских гонений на христиан, ставшая сюжетом картины. По преданию, на арене Колизея, вмещавшего 87.000 зрителей, первых христиан отдавали на растерзание диким животным. Флавицкий задумал работу, прославляющую героизм во имя веры. Это первое самостоятельное произведение художника, исполненное им в Италии по окончании Петербургской Академии художеств. За эту картину в 1863 году Флавицкий получил звание почетного вольного «общника» Академии художеств.
В 1897 году картина была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне – Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор. После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с картиной Брюллова «Последний день Помпеи». По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Медный змий» и «Смерть Камиллы, сестры Горация» Бруни, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге, «Осада Пскова» Брюллова, и ещё две-три картины Айвазовского. В настоящее время картина «Христианские мученики в Колизее» выставлена в зале № 21 Михайловского дворца, где, кроме неё, находятся «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине» Семирадского и «Смерть Нерона» Смирнова.
В завершение вечера была показана первая часть фильма «Именитые люди Строгановы. Строгановский дворец» из авторского цикла директора Русского музея В.А. Гусева.
На Невском проспекте сохранился единственный жилой дом XVIII столетия – дворец Строгановых. В собрании Русского музея, которому он теперь принадлежит, хранятся их многочисленные портреты, произведения из их богатейших коллекций. На протяжении многих столетий они верой и правдой служили России – осваивали новые земли, добывали и варили соль, руду, строили храмы и дворцы. И, восстанавливая связь времён, наследница Строгановых – баронесса Элен де Людингаузен – помогает возрождать то, что создавали её предки.