История Свято-Успенской Святогорской лавры (к 150-летию В.А. Серова)
16 декабря в Концертном зале РЦНК в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал» состоялась встреча, посвященная истории Свято-Успенской Святогорской лавры.
Прежде всего следует сказать, что на сегодняшний день это самая молодая в истории обитель, которая только в 2004 году получила титул лавра.
Отсутствие точных сведений о времени основания монастыря породило ряд гипотез: в сер. XIX в. в обители родилось мнение, что ее основали иноки Киево-Печерской Лавры, выжившие при разорении Киева монголами в 1240 года; во 2-й пол. XIX в. в литературе появилась версия об основании Святогорской обители иноками Святой Горы Афон, которые бежали от Флорентийской унии 1439 года и по ошибке приняли устье Дона за Днепр (затем дошли до Северского Донца и поселились на месте, напоминавшем Святую Гору); высказывались версии об основании монастыря в XI-XIII вв. местными жителями, или в VIII-IХ вв. – иноками, бежавшими из Византии от иконоборчества; к ХIV в. относил основание обители архиеп. Харьковский свт. Филарет (Гумилевский); письменных и археологических данных, надежно подтверждающих указанные версии, пока не найдено, а основание монастыря на стыке XVI-XVII вв. может быть связано с бегством украинских иноков от Брестской унии 1596 года.
С XVI в. местность «Святые Горы» на Северском Донце упоминается как дозорный пункт на границе Московии с Диким полем, через которое на московитов не раз нападали татары (в «Записках о московских делах» австрийского посла Сигизмунда Герберштейна 1526 года упоминаются «воины, которых государь по обычаю держит там на карауле с целью разведок и удержания татарских набегов… возле места Великий Перевоз, у Святых Гор»; под 1555 годом Никоновская летопись сообщает: «Как воеводы пришли вверх Мжа и Коломака, и прибежал к ним сторож из Святых Гор, да станичник Лаврентий Колтовский товарища прислал с тем: царь Крымский Донец перелез со многими людьми и идет к Рязанским и Тульским украинам»).
Посетители Русского музея смоглий пройти по Святогорской лавре с виртуальной экскурсией.
В сер. XIX – нач. ХХ вв. обитель посетили известные литераторы, в т.ч. Василий Немирович-Данченко (брат театрального деятеля, 1870-е гг.), Антон Чехов (1887), Иван Бунин (1895), оставившие о ней воспоминания. Обители посвящены стихотворение Федора Тютчева «Святые Горы» (1862), этюд Ильи Репина «Вид Святогорского монастыря на Донце» (написан с натуры, 1880).
Валентин СеровВторая часть вечера была посвящена 150-летию Валентина Серова — прославленного русского портретиста и одного из крупнейших мастеров европейской живописи XIX века. Хотя, и кроме портрета, ему, казалось, было подвластно все. Увековечив свое имя как непревзойденный мастер именно портретной живописи, Серов оставил не менее значимые работы в жанрах русского пейзажа, графики, книжной иллюстрации, анималистики, исторической и античной живописи. Тихий и скромный по натуре, Серов обладал непререкаемым авторитетом среди мастеров своего времени.
Также в программе были показаны:
«Валентин Серов» — фильм студии «Неофит» из серии «Библейский сюжет».
Посетителям была представлена интерактивная программы — «Валентин Александрович Серов. Живопись, графика из собрания Государственного Русского музея».
В программе представлено более 200 работ художника из фондов Государственного Русского музея (живопись, графика, гравюра). Публикуются аннотации о каждом произведении, статьи о творчестве, биографические справки и документальные фотографии.
В заключение вечера были представлены четыре короткометражных тематических фильма приготовленых к юбилею художника Госсударственной Третяковской галереей.
«Валентин Серов. Биография и география — Абрамцево».
В этом фильме рассказывается об одном из важнейших мест в биографии художника — усадьбе Абрамцево и истории создания знаменитого портрета «Девочка с персиками».
«Валентин Серов. Биография и география — Домотканово».
Второй фильм о творчестве и жизни Валентина Серова рассказывает об усадьбе Домотканово, сыгравшей важную роль в творчестве художника, где он создал одно из своих самых значительных произведений.
Валентин Серов. Биография и география — Пенаты и Ино».
О дружбе Валентина Серова со своим наставником, великим русским живописцем Ильей Репиным, а также о судьбе дома Серова в Финляндии — в третьем фильме о жизни и творчестве выдающегося художника.
«Валентин Серов. Биография и география — Царское село и Архангельское».
Представляем последний из четырех документальных фильмов, посвященных выдающемуся русскому художнику Валентину Серову. В этом фильме рассказывается о работе художника над портретами членов царской семьи, императоров Александра III и Николая II, а также представителей великокняжеских фамилий. Вы узнаете как создавались известные портреты и что стало причиной прекращения работы Серова при императорском дворе.