Иисус Христос в христианском искусстве и культуре XIV-XX веков (к 216-летию К.П. Брюллова)
23 декабря в Концертном зале РЦНК в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал» состоялась заключительная встреча уходящего года, посвященная изображению Иисуса Христа в христианском искусстве и культуре XIV-XX веков.
Фильм «Земная жизнь Иисуса Христа в произведениях русских живописцев» — это своеобразное Евангелие в красках.
Рождество Христово – событие, прошедшее почти незамеченным для современников, повлияло на всю последующую историю. К началу третьего тысячелетия человечеством создано огромное количество книг, картин и других творений, посвященных Иисусу Христу. И русские художники – не исключение. Вслед за Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном они создают свое Евангелие – Евангелие в красках. В Государственном Русском музее собраны уникальные произведения, отражающие тысячелетнюю историю русского христианства, - историю, которая нашла свое воплощение в иконах, предметах народного искусства, а позднее – в живописных полотнах выдающихся русских художников. Многие живописцы в своем творчестве обращались к евангельским сюжетам. Добро и зло, верность и предательство – нравственные проблемы, актуальные во все времена, но каждая эпоха находит новую трактовку в темах, связанных с жизнью Христа.
Русские художники позднее, чем западные мастера столкнулись с проблемой изображения облика Христа. По словам Лескова, «типично русское изображение Господа: взгляд прост и прям, в лике есть выражение, но нет страстей». Таким его видели А. Иванов, И. Крамской, В. Поленов, Н. Ге, Ф. Бруни и другие известные русские живописцы.
Для более глубокого изучения наследия русских живописцев специально создана интерактивная программа «Иисус Христос в христианском искусстве и культуре XIV-XX веков».
В программе представлено около 400 произведений (иконы, живопись XVIII-XX веков, графика, народное искусство). Экспонаты сопровождаются аннотациями, биографическими справками об авторе. Возможен поиск произведений искусства по евангельским сюжетам или по видам искусства.
Вторая половина вечера была посвящена Карлу Павловичу Брюллову, которому в этот день исполнилось 216 лет со Дня рождения.
Карл Павлович Брюллов — русский художник, живописец, монументалист, акварелист, представитель академизма. Творчество К. П. Брюллова стало вершиной позднего русского романтизма, когда чувство гармонической цельности и красоты мира сменилось ощущением трагизма и конфликтности жизни, интересом к сильным страстям, необычайным темам и ситуациям. На первый план вновь выдвигается историческая картина, но теперь её главная тема — не борьба героев, как в классицизме, а судьбы огромных человеческих масс. В своем центральном произведении «Последний день Помпеи» (1830—1833) Брюллов соединил драматизм действия, романтические эффекты освещения и скульптурную, классически совершенную пластику фигур. Картина принесла художнику огромную известность как в России, так и в Европе. Выдающийся мастер как парадного, так и камерного портрета, Брюллов совершил в своём творчестве показательную для эпохи романтизма эволюцию — от радостного приятия жизни в его ранних произведениях («Всадница», 1832) до усложнённого психологизма поздних («Автопортрет», 1848), предвосхитив достижения мастеров второй половины века, например, таких как И. Е. Репин («Портрет М. П. Мусоргского», 1881). Брюллов оказал огромное влияние на русских художников, среди которых у него было множество последователей и подражателей.
"Русская культура. Брюллов", выпуск 27.
В этом выпуске программы автор и ведущая Вера Донец рассказывает об одном из самых известных художников-романтиков, о Карле Павловиче Брюллове, — великом Карле, как говорили о нем современники. О художнике, о котором, кажется, знают все, но это только на первый взгляд. Зрители пройдут с ним весь его романтический жизненный путь, и никому не покажется, что он был счастливчик и баловень судьбы. Богат — да. Знаменит — да. Но лишь огромным трудом и болью он создавал свои великие, яркие, незабываемые работы, лучшие из которых представит ведущая в ходе этой лекции.
Посетители виртуального филиала Русского музея совершили виртуальную экскурсию в 14-й зал Михайловского дворца, в котором представлены работы Карла Брюллова.
Библейский сюжет. "Содом и Гоморра. Карл Брюллов".
Летом 1834 года огромный ящик с «Последним днем Помпеи» Карла Брюллова был отправлен в Петербург. Император Николай I благосклонно принял картину и приказал поместить ее в Эрмитаже, а затем перенести в Академию художеств для всеобщего обозрения. Один из немецких журналов по искусству посвятил триумфальной премьере «Последнего дня Помпеи» большую статью, которая называлась «Содом и Гоморра».
Последний день Помпеи
Многие, наверное, помнят эту знаменитую картину Карла Брюллова. Сколько экспрессии, сколько трагизма... 1932 года назад, 24 августа 79 г. н. э. произошло извержение вулкана Везувий, до этого не действовавшего, в результате были уничтожены древнеримские города Помпеи, Геркуланум, Стабии. Почти все жители погибли. Но сегодня никто почему-то не помнит причин произошедшей беды. Работая над своей знаменитой картиной, Карл Брюллов сделал интересное открытие…