Богослужебная утварь. Принадлежности архиерейской службы.
20 января в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал» в Концертном зале РЦНК состоялась первая в новом году встреча, посвященная Богослужебной утвари и принадлежностям архиерейской службы.
Под именем Богослужебной утвари, Священных сосудов по преимуществу разумеются, во-первых, сосуды, употребляемые при совершении таинства Евхаристии, как-то потир, дискос, звездица, лжица, копие и дарохранительница; во-вторых, сосуд для хранения святого мира. К этим сосудам церковь не дозволяет даже прикасаться не только мирянам, но и низшим чинам клира. В более общем смысле Священными (Богослужебными) называются все сосуды и вещи, употребляемые при священнодействиях православной церкви. Священные сосуды так же древни в церкви христианской, как древне само богослужение. Важнейшую часть христианского богослужения всегда составляли таинства, а для их совершения, равно как и для других священнодействий, необходимо нужны были некоторые сосуды. Эти сосуды первоначально заимствованы были из быта обыкновенного; но, быв однажды посвящены на служение Богу, они становились уже священными и не могли быть обращены на обыкновенное употребление. Только в одном случае дозволялось отдавать драгоценные церковные сосуды в общее употребление: когда не было никаких других средств к выкупу пленных или к вспоможению бедным во время голода. Но и в этом случае сосуды, по большей части, переливались, и таким образом отдавался в употребление металл, а не сами сосуды.
Богослужебная утварь имеет сложное символическое значение и давнюю историю происхождения. Нередко Богослужебная утварь и архиерейские принадлежности представляют собою значительную художественную ценность и могут быть изготовлены из золота или серебра. Используется позолота, роспись по горячей эмали, чеканка, гравировка, резьба, производится инкрустация драгоценными и полудрагоценными камнями.
Во второй половине вечера были показаны два фильма из авторского цикла директора Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге Гусева Владимира Александровича. Оба фильма рассказывают о наследии рода Строгановых — богатых купцов и промышленников, крупных землевладельцев, меценатов и государственных деятелей XVI—XX веков.
В заглавие первого фильма вынесен особый титул этого рода «Именитые люди Строгановы. Строгановский дворец».
Историческая справка.
Именитые люди — почетное звание, дарованное Строгановым. Василий Шуйский пожаловал Петра Семеновича Строганова за его службу у соли вычегодской титлом Именитого человека. В грамоте 29 мая 1610 г. («Собр. Гос. Грам.» II, № 196) велено: писать его с вичем, судить только в Москве, излишних пошлин с товаров не брать, креста самому не целовать (т. е. не приносить присяги в процессах), бесчестья против лучшего гостя вдвое. Такими привилегиями пользовались потом все Строгановы. (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)
На Невском проспекте сохранился единственный жилой дом XVIII столетия — дворец Строгановых. В собрании Русского музея, которому он теперь принадлежит, хранятся их многочисленные портреты, произведения из их богатейших коллекций. На протяжении многих столетий они верой и правдой служили России — осваивали новые земли, добывали и варили соль, руду, строили храмы и дворцы. И, восстанавливая связь времён, наследница Строгановых, баронесса Элен де Людингаузен. помогает возрождать то, что создавали её предки.
Второй фильм «Строгановский дворец».
Строгановский дворец построен Ф.-Б. Растрелли в середине XVIII века для барона С.Г. Строганова. Образец архитектурного стиля барокко. Единственный на главной магистрали Санкт-Петербурга памятник жилой архитектуры XVIII века. Расстрели возвел дворец на основе двухэтажного дома Строгановых (выстроенного по проекту архитектора Михаила Земцова), ранее принадлежавшего портному И.Нейману. Здание в три высоких этажа на углу Невского проспекта и набережной Мойки сразу выделилось среди низких домов обывательской застройки. Вход во дворец «охраняют» два фигурных изваяния со звериными личинами – образец художественного чугунного литья середины XVIII века. В 1760 году несколько таких тумб с цепями между ними стояли шеренгой вдоль всего дворцового фасада, отделяя здание от прорытого перед ним канала, впоследствии засыпанного.
Первый владелец дворца, барон Сергей Григорьевич Строганов (1707-1756), был сыном богатейшего солепромышленника и горнозаводчика Григория Дмитриевича Строгонова (1656-1715). Особенно большие изменения внес в облик дворца самый известный из представителей знаменитого рода – граф Александр Сергеевич Строганов (1733-1811), действительный тайный советник, обер-камергер, президент Академии Художеств, директор Публичной библиотеки, меценат и коллекционер. При нем большинство интерьеров получило классицистическую отделку; появились новые залы и кабинеты: Парадная столовая (угловой зал), Минералогический кабинет, Картинная галерея, Столовая, Малая библиотека, Парадная спальня. В его доме бывали самые знаменитые люди того времени: композиторы, писатели, художники, поэты. Семь поколений баронов и графов Строгановых сменилось во дворце с середины XVIII века до 1918 года. В 1918 году Строгановский дворец был национализирован и стал именоваться Народным домом-музеем Строганова, а в 1925 перешел в ведение Государственного Эрмитажа. С 1929 в здании размещались организации, далекие от искусства: Институт Растениеводства, Наркомат Судостроительной промышленности и пр. В декабре 1988 года Строгановский дворец был передан Государственному Русскому музею. В разные эпохи фасады дворца окрашивали то в голубой, то в зеленый цвета, то даже в темно-красный. Жемчужно-розовый тон с белым цветом объемных архитектурных форм, появившийся в результате реставрационных работ, отражает колористическую гамму первоначального цветового решения.
В 2005 году, после реставрации, в Строгановском дворце открылся Минералогический кабинет графа А.С. Строганова. Сегодня в выставочных залах дворца проходят временные выставки произведений из художественных фондов Русского музея. А в двух залах анфилады второго этажа, выходящей на Невский проспект, открыта выставка «Семейные реликвии и вклады рода Строгановых в русские храмы». На ней представлены памятники прикладного искусства, иконописи и лицевого шитья из фондов Русского музея, связанные со знаменитым в истории России родом Строгановых.