Богослужебные книги (к 170-летию В.Е. Маковского)
3 февраля в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал» в Концертном зале РЦНК состоялась встреча, посвященная Богослужебным книгам Православной Церкви.
Богослужебные книги – книги для совершения богослужений, содержащие чинопоследования служб и богослужебные (уставные) указания. Подразделяются на священно-богослужебные и церковно-богослужебные. К первым относятся книги, заимствованные из Библии (Евангелие, Апостол и Псалтирь), ко вторым – книги, составленные на основании Священного Писания и Священного Предания Отцами и Учителями Церкви (Служебник, Часослов, Октоих, Минея Месячная, Минея Общая, Минея Праздничная, Триодь Постная, Триодь Цветная, Типикон (или Устав), Ирмологий, Требник, Книга молебных пений).
Деление книг может быть проведено и по богослужебным кругам. Книги, содержащие службы суточного круга: Служебник, Чиновник архиерейского священнослужения, Часослов и Псалтирь Следованная (II часть). Книги, содержащие молитвословия седмичного круга богослужения: Октоих и Псалтирь Следованная (I часть). Книги, содержащие богослужебные тексты годичного круга (а также указания относительно совершения этих служб): Минея (все её виды), Триодь Постная, Триодь Цветная, Евангелие, Апостол, Типикон. Особняком стоит Ирмологий, так как в этой книге содержатся выборочные песнопения всех трёх кругов богослужения.
Вторая половина вечера была посвящена 170-летию со дня рождения русского художника-передвижника, живописца и графика В.Е. Маковского.
Виртуальная экскурсия по залу №30 Михайловского дворца Государственного Русского музея позволила познакомиться с размещенными здесь немногочисленными работами Владимира Егоровича Маковского, завоевавшего любовь зрителей как блестящий мастер бытового жанра.
Жанровые картины В.Е. Маковского принадлежат к числу наиболее типичных образцов искусства передвижников. Его ранние, небольшие по формату композиции добродушно-анекдотичны, посвящены заботам и нехитрым радостям «маленького человека». Таковы «Любители соловьиного пения» (1872–1873, ГТГ). Со временем в его жанровых работах все явственнее проступает тема «униженных и оскорбленных» («Посещение бедных», 1874, ГТГ). Свободней, импрессионистичней становится его кисть, совершенствуется мастерство «режиссера». Лучшие вещи Маковского — это и острые социальные драмы («Крах банка», 1881), и минорные городские новеллы («Свидание», 1883; «На бульваре», 1886–1887), и задушевно-лирические сценки («Объяснение», 1889–1891; все – ГТГ). Целый ряд произведений художник посвятил «новым людям», быту и борьбе революционеров («Осужденный», 1879, ГРМ; «Оправданная», 1882, «Вечеринка», 1875–1897, обе — ГТГ; «Допрос революционерки», 1904, Музей революции, Москва). Иные из его вещей подчас запрещались цензурой («Ходынка. Ваганьковское кладбище», 1896–1901, Музей политической истории, СПб.). Совершив в 1896 поездку по Волге, В.Е.Маковский написал цикл образов народного дна, близких «босяцким» темам молодого М. Горького. Успешно выступал также как портретист, книжно—журнальный иллюстратор и педагог (с 1882 преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества, а затем в Академии художеств).
В завершение темы был представлен фильм «Маковские» из авторского цикла директора Русского музея В.А. Гусева.
Маковские — знаменитая творческая династия. Её основатель — Егор Иванович Маковский (1802-1886), — известный коллекционер и страстный любитель искусства, который стоит у истоков создания Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В доме Маковских постоянно собирались выдающиеся художники, музыканты, писатели, артисты. Здесь бывали Михаил Глинка, Александр Пушкин, Николай Гоголь, Александр Островский, Михаил Щепкин, Василий Тропинин, Карл Брюллов. Беседы об искусстве, посещение мастерских художников были первой школой для детей и внуков Егора Маковского.
Семья художников Маковских – легендарная династия, насчитывающая несколько поколений коллекционеров, художников и певцов.
Трое их сыновей (Константин, Владимир, Николай) и дочь Александра стали художниками, а Мария – певицей. Главным свидетельством необыкновенно демократичной, широкой, свободной духовной атмосферы, царившей в семье Маковских, является факт рождения в ней двух творческих антиподов – Константина и Владимира. Оба они оказались в самом центре полемики между академическим и реалистическим направлениями, захватившей русское искусство во второй половине XIX столетия. Внуки Егора Маковского — Сергей, Елена и Александр — также продолжили семейную традицию.
Семья Маковских — одна из самых значительных художественных династий в истории России. Вся деятельность ее виднейших представителей, семейная атмосфера, в которой они воспитывались и творили, их интересы и общественные взгляды показывают художественные корни семьи, уходящие в глубь веков.