Понятие об иконе. Шестой Вселенский Собор и его учение о церковном образе
10 февраля в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал» в Концертном зале РЦНК была затронута тема учения о церковном образе, которое было сформулировано как приложение к деяниям Шестого Вселенского Собора в правилах Пято-Шестого (Трулльского) Собора.
Свое наименование он получил от того, что дополнил предшествующие ему Вселенские Соборы: Пятый (553), осудивший монофизитство и оригенизм, и Шестой (681), осудивший монофелитство. Предшествующие соборы занимались лишь догматическими вопросами, в то время как назрела необходимость решать и канонические вопросы дисциплинарного порядка. Вопросы, решавшиеся на нем, касались разных сторон церковной жизни, которые требовали упорядочения, в том числе и церковного искусства.
Пято–Шестой Собор открылся 1 сентября 692 года, через 10 лет после завершения деяний Шестого Вселенского Собора. Другое его название - Трулльский - связано с общим местом проведения соборов Шестого и Пято-Шестого, которые проходили в зале императорского дворца (in Trullo).
В начале своей истории христианство наделяет некоторые изображения определенным христианским смыслом и порой только по христианской среде, в которой они обнаружены, можно сказать, что они являются христианскими. Со временем выделяется три группы символических изображений:
- гробничные изображения, целиком заимствованные из античных памятников (пример, Амур и Психея);
- сюжет языческого происхождения, но переосмысленный под влиянием христианства (пример, Орфей);
- символы, обязанные своим происхождением христианству и не известные по памятникам античным (Ной, Иона, Даниил, воскрешение Лазаря, чудо в Кане и мн. др.).
Но наряду с этими символами встречаются и буквальные изображения лиц и событий Ветхого и Нового Заветов на фресках, мозаиках и иконах. Любая икона изначально – христоцентрична, кто бы на ней не изображался – Сам ли Спаситель, Богородица или кто–либо из святых.
Икона – изображение священное, поскольку имеет не только визуально–познавательную функцию, но и молитвенную. Откровение Божие, зафиксированное в визуально-знаковой системе (письменность). Икона – Откровение Божие, выраженное в системе визуально-образной (в линиях и красках). Осознание Священных изображений частью Священного Предания приводит к восприятию иконы, как богословия в зрительных образах, как явления, которое выражает собой соборный разум Церкви. Поэтому творцами канонов (правил, по которым пишутся иконы) являются, прежде всего святые отцы.
Три правила Пято–Шестого Собора касаются изображений. Некоторые правила предваряют споры следующих веков о священных изображениях, - так 73-е правило говорит о почитании Креста Христова. Изображение Креста нельзя делать там, где оно может быть попираемо ногами.
82–е правило положило начало тому, что мы называем иконописным каноном, то есть известному критерию литургичности образа, подобно тому, как в области словесной канон определяет литургичность того или иного текста. Иконописный канон есть известный принцип, позволяющий судить, является ли данный образ иконой или нет. Он устанавливает соответствие иконы Священному Писанию и определяет, в чем заключается это соответствие, то есть подлинность передачи Божественного Откровения в исторической реальности тем способом, который мы называем символическим реализмом.
Итак, церковное искусство по самой своей природе литургично, и это не потому только, что оно обрамляет богослужение или его дополняет, а потому, что оно ему совершенно соответствует. Будучи по существу своему искусством богослужебным, икона никогда не «служила» религии в том смысле, в каком это часто понимается историками искусства, то есть, как внешнее вспомогательное средство, используемое Церковью. Она, как и слово, составляет часть христианства, является одним из средств познания Бога, одним из путей общения с Ним. И так же, как образ Честного и Животворящего Креста, который есть отличительный знак, знамя христианства, икона есть исповедание истины, исповедание веры.
82-е правило Трулльского Собора послужило началом формирования иконописного канона. Это первое соборное выражение христологической основы иконы было впоследствии широко использовано и уточнено защитниками икон в период иконоборчества. 82-е правило запрещает символические изображения Христа (в виде агнца и др.) и требует «начертывать на иконах вместо ветхого агнца образ Агнца, вземлющего грех мира, Христа Бога нашего в человеческом облике». Предтеча, указывая на Спасителя: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1, 29). Образ буквально воспроизводил слова Крестителя, запечатлевая их в памяти. Ведь говоря об Агнце, вземлющем грехи мира, Иоанн Предтеча показывал пальцем не на агнца, а на грядущего Иисуса Христа, Сына Божия, ставшего Человеком и пришедшего в мир, чтобы исполнить закон и дать Себя Самого на заклание, то есть Того, Кого предображал пасхальный агнец Ветхого Завета. Реалистические изображения Христа, Его портреты существовали изначала, и именно эти подлинные портреты и являются реальным доказательством Его воплощения. Кроме того, существовали обширные циклы росписей на ветхозаветные и новозаветные темы, в частности изображения большинства наших двунадесятых праздников, где также Христос изображался в Своем человеческом виде. И все же наряду с этим, как показывает 82–е правило, еще оставались в употреблении ветхозаветные символы, заменявшие Его человеческий образ.
Итак, причина отмены древних символов – существование прямого образа, по отношению к которому эти символы являются пережитками «иудейской незрелости». Символы снижали значение прямого образа и ущербляли его роль. Если прямой образ может быть заменен символом, он перестает иметь то безусловное значение, которое он должен иметь.
Последняя часть 82–го правила показывает, в чем должна заключаться символика церковного искусства: она должна быть не в самом сюжете, не в том, что изображается, а в том, как изображается этот сюжет, в манере изображения. Таким образом, учение Церкви выражается не только в сюжете, но также и в том, как этот сюжет передается. В области своего искусства Церковь вырабатывает художественный язык, соответствующий ее опыту и ее видению Божественного Откровения. Все возможности, которыми обладает изобразительное искусство, направляются к одной цели: верно передать конкретный исторический образ и в нем раскрыть другую реальность – реальность духовную и пророческую.
100–м правилом Собор устраняет следы эллинистического искусства. Определение Собора направлено против чувственного искусства, в нем под угрозой отлучения запрещено делать «изображения на досках, или на ином чем представляемыя, обаяющия зрение, растлевающия ум, и производящия воспламенения нечистых удовольствий…». Церковь требует от своих членов определенной аскезы не только в жизни, но и в искусстве, которое, с одной стороны, отражает эту жизнь, с другой стороны – на нее влияет. Эта забота о нравственной стороне искусства вне Церкви указывает на совершенно особое значение этого аспекта в отношении искусства собственно церковного. Это правило отражает тот основной принцип, который проходит через все святоотеческие писания и через все церковное искусство.
Была показана первая серия — «Святые изображения» — сериала «Икона», снятого по книге «Человеческое лицо Бога. Икона Христа» епископа Иоанна (Пурича).
Сериал — совместное производство монастыря Острог и белградской Академии искусств и реставрации Сербской Православной Церкви — снят по книге епископа Иоанна (Пурича) "ИКОНА ХРИСТА" и посвящен прежде всего богословию иконы. Без ознакомления с духовным смыслом иконы мы не сможем понять шедевры искусства православных народов и узнать запечатленные в них вехи будущего. Смысл, история, эстетика и символика иконы имеют ключевое значение для понимания православной веры, но и национальных культур стран «Содружества византийских наций».
Сериал "ИКОНА" снимался в соответствии с высокими производственными стандартами подобных британских сериалов, от которых, сообразно с темой, выгодно отличается большей художественностью и более теплым подходом. Сериал из семи получасовых серий представляет собой посильный вклад в возрождение православного иконопочитания, а также попытку осуществлять миссионерскую деятельность с помощью красоты и глубины святых изображений Православной Церкви. Сериал снимался в храмах, монастырях и музеях в Сербии, Черногории, Македонии и на Афоне, также в нем эксклюзивно использовались записи из ризницы монастыря св. Екатерины на Синае и Третьяковской галереи в Москве.
И по уже сложившейся традиции в завершение встречи был показан фильм из авторского цикла директора Русского музея В.А. Гусева «Святые земли Русской».
С 08 декабря 2010 по 28 марта 2011 в Корпусе Бенуа, на выставке, впервые столь полно и широко освещающей пантеон православных святых Руси, были представлены памятники церковного искусства из собрания Русского музея. Многовековая история русской святости предстает в ликах князей, священнослужителей, преподобных, юродивых, праведников. Среди них – первые национальные святые князья-мученики Борис и Глеб, основатели русского монашества святые Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский, Серафим Саровский, митрополиты московские Петр и Алексей и другие святые защитники и покровители Русской земли. Их образы запечатлены на иконах, шитых покровах, пеленах, крестах, образках, предметах богослужебной утвари, в рукописных и печатных книгах. В экспозицию включены подлинные шедевры древнерусского искусства: икона «Святые Борис и Глеб» (XIV в.), Христофорово Евангелие (XV в.), шитая икона царевича Дмитрия Угличского (XVII в.).