Евангельские образы Николая Ге (к 185-летию художника)
24 февраля в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал» в Концертном зале РЦНК был рассмотрен Евангельский цикл картин профессора исторической и портретной живописи Николая Николаевича Ге (1831—1894). В этом году 27 февраля исполняется 185 лет со дня рождения этого замечательного живописца, мастера портретов, исторических и религиозных полотен.
Н.Н. Ге не только автор хрестоматийно известных исторических полотен и портретов, но и создатель новаторских по своей трактовке и пластическому языку картин евангельского цикла, пейзажист, выдающийся рисовальщик. В контексте искусства второй половины XIX века его фигура особенно интересна, «так как по возрасту, воспитанию, гуманитарным склонностям, творческой конституции, художественным авторитетам он был сколком эстетических представлений предыдущей «эпохи мысли и разума» (М.М. Алленов. История русского искусства. Том 2., с. 313).
Ге родился в Воронеже в семье помещика. Его прадед, роялист, эмигрировал из Франции в конце XVIII века и поселился в Москве. По окончании Первой киевской гимназии Николай по настоятельному совету отца поступил на физико-математический факультет Киевского университета, затем продолжил обучение на математическом факультете Петербургского университета.
В 1850 году, не окончив курса, поступил в Академию художеств, где занимался под руководством академика, профессора живописи, известного петербургского художника Петра Басина (1850—1857). Наибольший интерес у художника вызвало наследие Карла Брюллова, влияние которого заметно в ранних работах Ге (конкурсная программа на Большую золотую медаль «Саул у Аэндорской волшебницы», 1856, ГРМ).
С 50-х годов развивалась и другая тенденция в творчестве художника, проявившаяся в портретах. В них преобладал реалистически сдержанный, сосредоточенный подход к модели, отсутствие внешних, отвлекающих моментов («Портрет отца», 1854, Киевский музей русского искусства), «Портрет Я.П. Меркулова», 1855, ГРМ, и др.). Получив право на пенсионерскую поездку, Ге посетил Германию, Швейцарию, Францию и обосновался в Италии (1857). Здесь он работал над сюжетами из истории Древнего Рима («Смерть Виргинии», «Любовь весталки»).
Не без влияния А.А. Иванова, Николай Николаевич Ге обратился к евангельским темам для выражения своих представлений о добре и зле, о нравственных проблемах человечества. В ряду этих произведений находится «Тайная вечеря» (1863, ГРМ). Противопоставление Христа и Иуды, трагедия человека, предвидящего предательство ученика, но готового к самопожертвованию, составляют основу драматического конфликта. Он осмыслен художником не в каноническом, религиозном, а в нравственно-психологическом плане. «Патетику, склонность к броской впечатляемости брюлловского романтизма он объединяет со свойственным Иванову углублением в ситуации длящегося конфликта в замедленном течении времени. С влиянием автора «Последнего дня Помпеи» можно связать постоянное пристрастие Ге к финалистическим сюжетам, живописующим гибель, крах, уничтожение. Однако Ге отказывается от прямого изображения катастрофы и предпочитает моменты, где роковая развязка лишь предчувствуется» (М.М. Алленов. История русского искусства. Том 2., с. 313).
Картина «Тайная вечеря» имела огромный успех. После демонстрации ее в Петербурге Ге возвратился во Флоренцию. Здесь он неоднократно встречался с А.И. Герценом. Портрет А.И. Герцена (1867, ГТГ), один из лучших в творчестве Ге, был тайно привезен художником в Россию. В Италии созданы также портреты И. Доманже (1868, ГТГ), М.А. Бакунина (ГТГ), «Портрет неизвестной в синей блузе» (1868, ГТГ) и др. В эти годы Ге написал много пейзажей.
По возвращении в Россию (1869) стал одним из активных организаторов «Товарищества передвижных художественных выставок». Он сблизился с передовыми деятелями культуры, многих из них портретировал (портреты И.С. Тургенева, 1871, Картинная галерея Армении; М.Е. Салтыкова-Щедрина, 1872, ГРМ; Н.А. Некрасова, 1872, там же, повторение — Эрмитаж, и др.). На первой передвижной выставке (1871) обратила на себя внимание картина «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», приобретенная П.М. Третьяковым.
В 1870-е Ге испытал творческий кризис и около трех лет почти не брался за кисть (1876—1879). Он поселился на хуторе в Черниговской губернии, где прошла большая часть его последующей жизни.
С 1882 года Ге сблизился с Л.Н. Толстым, разделяя его религиозно-нравственное учение. Морально-философские и психологические проблемы, выраженные в образах и сюжетах Евангелия, заняли ведущее место в позднем творчестве Ге. Глубоки по содержанию и оригинальны по форме «Христос и Никодим» (ок.1889, ГТГ), «Что есть истина?» (1890, ГТГ), «Голгофа» (1893, ГТГ). Поздние работы раскрывают прежде всего нравственную проблематику образа Христа. Экспрессия и монументальность его образов предваряют стилистику искусства XX века. Автор статей, написанных по материалам личных воспоминаний.
«Что есть истина?» — картина из Евангельского цикла, которая стала одной из самых скандально известных работ по причине натуралистической правдивости в изображении Христа перед прокуратором Иудеи Понтием Пилатом. Это своеобразная иллюстрация на Евангелие от Иоанна:
«33. Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? […]
36. Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.
37. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.
38. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем». (Ин. 18: 33, 36—38)
Сам Христос о себе говорил: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6).
Картина была впервые представлена публике на выставке Товарищества передвижников в 1890 году. Картина вызвала неоднозначную реакцию общественности и по распоряжению Священного синода была снята с экспозиции.
Портрет Л.Н.Толстого. 1884.Лев Толстой в письме к Николаю Ге так характеризует эту работу: «… она правдива (реалистична, как говорят теперь) в самом настоящем значении этого слова. Христос… такой, каким должен быть человек, которого мучили целую ночь и ведут мучать. И Пилат такой, каким должен быть губернатор… Ге… нашел в жизни Христа такой момент, который… важен теперь для всех нас и повторяется везде во всем мире». (Л.Н. Толстой и Н.Н. Ге. Переписка. М.-Л., 1933, с. 30-31)
Граф Лев Николаевич Толстой в письме Павлу Михайловичу Третьякову о картине Н.Н. Ге «Что есть истина?»: «…Выйдет поразительная вещь: вы посвятили жизнь на собирание предметов искусства, живописи и собрали подряд все для того, чтобы не пропустить в тысяче ничтожных полотен то, во имя которого стоило собирать все остальные. Вы собрали кучу навоза для того, чтобы не упустить жемчужину. И когда прямо среди навоза лежит очевидная жемчужина, вы забираете всё, только не её. Для меня это просто непостижимо, простите меня, если оскорбил вас, и постарайтесь поправить свою ошибку, если вы видите её, чтобы не погубить всё своё многолетнее дело». Уважая мнение Толстого, Третьяков всё-таки купил произведение Ге. (Толстой Л. Н. Письма 1890—1891. Т. 65.).
Николай Ге последние годы жизни провел в основном на своем хуторе в Черниговской губернии, где впоследствии неоднократно бывал М.А. Врубель.
После заявленного в программе Евангельского цикла была проведена виртуальная экскурсия по 26 залу Русского музея, в котором представлены работы Николая Николаевича Ге.
Далее был показан сюжет из документального цикла «Искусственный отбор» — «Николай Ге».
И фильм студии «Неофит» из цикла «Библейский сюжет» — «Распятие. Русский живописец Николай Ге»
В заключение была показана 3-я серия «Изображение Бога?» сериала «Икона» снятого по книге епископа Иоанна (Пурича) «Человеческое лицо Бога». Производство монастыря Острог и Академии искусств и реставрации СПЦ (Сербия, Черногория, ОСТРОГ).