Храм святителей Кирилла и Афанасия Александрийских (Кирилловская церковь на Куреневке) (к 160-летию М.А. Врубеля)
2 марта в рамках совместного проекта ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал» и РЦНК в Киеве «Беседы в Русском музее» состоялась лекция иерея Виталия Беликова «Храм святителей Кирилла и Афанасия Александрийских (Кирилловская церковь на Куреневке)», посвященная 160-летию со дня рождения Михаила Александровича Врубеля.
В 1140 году победу в междоусобной борьбе за Киевский княжеский стол одержал Черниговский князь Всеволод-Кирилл Ольгович (†1146). С переходом на киевское княжение черниговской династии Ольговичей, в Киев перешли и черниговские строители. В начале 40-х годов XII века в Киеве была возведена первая постройка нового типа – Кирилловская церковь. В древности это шестистолпный, трехнефный, трехапсидный, с закомарным перекрытием, с крестовыми сводами, крестовокупольный, одноглавый храм. Внешне с аркатурными поясками, полосами поребрика, двух- и трёхступенчатыми амбразурами порталов.
Кирилловский монастырь впервые упоминается в летописях под 1167 годом с названием «Всеволож»; о том, что обитель построена Всеволодом, летопись упоминает также под 1194 годом.
Церковь служила усыпальницей княжеской ветви Ольговичей, подобно тому, как усыпальницей Мономаховичей был загородный Выдубицкий монастырь, а Изяславичей — Михайловский Златоверхий монастырь. В 1179 году в храме погребены вдова Всеволода Мария Мстиславовна и жена ее внука Всеволода Чермного Мария Казимировна, в 1194 году – воспетый в «Слове о полку Игореве» сын Всеволода Святослав (перед кончиной обе Марии и Святослав приняли постриг), в 1212 году – сын Святослава Всеволод Чермный.
После монгольского разорения Киева монастырь вновь упоминается только в 1539 году. С 1605 года монастырь возрождается трудами игумена Василия Красовского под патронатом Киевского воеводы князя Василия-Константина Константиновича Острожского. В 1607 году храм был отремонтирован, а в 1612 году освящен во имя Святой Троицы (в честь свт. Кирилла был освящен боковой придел). Впрочем, обитель традиционно называли «Кирилловской» или «Троице-Кирилловской». Она стала широко известной; в разное время ее возглавляли известные киевские церковные деятели, такие как Иннокентий Гизель, Лазарь Баранович; послушником, монахом, а в 1697 году и игуменом монастыря был святитель Димитрий (Туптало), в последующем – митрополит Ростовский (его родители Мария и Савва были ктиторами монастыря и удостоились погребения в Троице-Кирилловском храме соответственно в 1689 и 1703 годах).
В конце XVII века внешний вид Кирилловской церкви претерпел изменения в барочной стилистике, в частности, добавились четыре краеугольных бани с небольшими куполами. После пожара 1734 года храм был реконструирован в стиле украинского барокко под руководством известного киевского архитектора Ивана Григорьевича Григоровича-Барского.
В 1786 году монастырь упразднили, а на его территории в 1787 году разместили армейский госпиталь, храм обрел статус прихода. Постепенно вокруг бывшей монастырской территории сложились «Кирилловские богоугодные заведения» губернского подчинения или «Кирилловская больница» с многочисленными больничными корпусами. В 1860 году при расчистке старой штукатурки в Свято-Троицком Кирилловском храме были обнаружены древнерусские фрески, которые были поновлены в стиле подражания иконописи XII века. В Кирилловском храме сохранились фрески XII века, совокупная площадь которых охватывает почти 800 кв. м. Уникальными композициями являются житийные сцены, в которых изображены святители Кирилл и Афанасий Александрийские, а также фреска «Ангел свивает небо». Сохранились и более поздние росписи XVII века, среди них портрет игумена Иннокентия (Монастырского).
В 1880—1889 годах под руководством искусствоведа А.В. Прахова в храме начинались работы по расчистке старинных фресок, а утерянные фрагменты древней стенописи были поновлены в технике масляной живописи. К проведению реставрационных работ профессор Прахов привлёк около 30 учеников и преподавателей Киевской рисовальной школы Николая Мурашко, среди которых ныне классики украинской живописи: Иван Ижакевич, Иван Селезнёв, Сергей Костенко, Николай Пимоненко и др., а также 10 студентов Императорской Академии художеств, среди которых был и никому тогда неизвестный Михаил Врубель. Врубель работал в Киеве с мая по ноябрь 1884 года. Врубель написал образа «Архангел Гавриил» из сцены Благовещение, «Въезд Христа в Иерусалим», «Сошествие Святого Духа» (на хорах), «Ангелы с лабарами», полуфигуры Христа, голов пророков Моисея и Соломона. Для мраморного иконостаса храма Врубелем были написаны иконы «Святой Афанасий», «Богоматерь с младенцем», «Иисус Христос» и «Святой Кирилл». Образы художник написал во время своей поездки в Италию, в 1884—1885 гг. Иконы написаны маслом на цинковых пластинах.
В советское время больница реформировалась, приход был закрыт (1927), храм стал главным объектом музея-заповедника (1929), который прилагал усилия к исследованию, сохранению и реставрации памятника старины, а с 1965 г. является филиалом заповедника «София Киевская».
В 1993 году в одном из помещений на территории больницы открылся новый приход, обустроивший храм свт. Василия Великого (в память существовавшей одноименной церкви XVIII в.). С 1995 г. совершаются богослужения и в Свято-Троицком Кирилловском храме, при сохранении за ним статуса филиала «Софии Киевской». В 1998 году церковь была переосвящена во имя святителей Кирилла и Афанасия Александрийских. 14 июня 2011 года Священный Синод УПЦ благословил возрождение монастыря.
После прочитанной лекции был показан фильм из авторского цикла директора Русского музея В.А. Гусева «Михаил Врубель» (1-я часть)
Далее были показаны два телевизионных сюжета: «Тайны фресок Кирилловской церкви» и «Иконы и фрески Кирилловской церкви (г.Киев)».
Завершилась встреча показом 4-ой серии «Борьба за иконы» сериала «Икона», снятого по книге епископа Иоанна (Пурича) «Человеческое лицо Бога» (производство монастыря Острог и Академии искусств и реставрации СПЦ, Сербия, Черногория, ОСТРОГ).