Центр "Русский музей: виртуальный филиал" в Санкт-Птеребургском государственном университете
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО КОНТЕНТА
Введение
Информационно - образовательный центра «Русский музей: виртуальный филиал» работает в Санкт- Петербургском государственном университете с апреля 2006 г. Содержательным наполнением центра является Медиатека, представляющая собой уникальный мультимедийный контент. Он включает в себя интерактивные программы и фильмы об истории русского искусства, о Русском музее и его коллекциях, собраниях музеев России. Весомым дополнением к названным мультимедийным материалам служат печатные издания.
Структура контента
Использование материалов может быть организовано как в форматах индивидуального изучения, так и в различных формах коллективной работы, что обусловило наличие двух зон центра: мультимедийный кинотеатр и информационно-образовательный класс. В информационно-образовательном классе и мультимедийным кинотеатре посетителям предлагаются виртуальные экскурсии и путешествия; уроки и занятия с использованием ресурсов медиатеки; обучающие семинары с использованием современных коммуникационных средств и новейших методов дистанционного обучения; мастер-классы и встречи с художниками; конкурсы и олимпиады по русской культуре и искусству; информационное обслуживание индивидуальных посетителей.
Использование материалов в университете имеет свою специфику, связанную с организацией учебной работы и научно-исследовательской деятельности. В настоящий момент материалы медиатеки активно используются в процессе преподавания таких курсов как «Виртуальные музеи», «Информационные технологии в музейной деятельности».
Пути использования контента
Уникальность ресурса предопределяет возможность включения его в проекты, связанные с международным сотрудничеством в образовании в рамках Болонского процесса. Моделью такого сотрудничество могло бы стать создание виртуального университета, объединяющего как Российские, так и зарубежные вузы. Очевидно, что процесс создания такого университета – дело не одного года, однако первые шаги в этом направлении уже сделаны при непосредственном участии СПбГУ.
Проведен ряд международных семинаров и деловых встреч в формате видеоконференции: «Устойчивое развитие музеев» (2006 г.), «Информационные технологии в современном музее» (2007), «Эстонские художники в России» (2009). Указанные мероприятия проводились в рамках различных международных проектов и финансировались соответственно Всемирным банком реконструкции и развития и Европейским союзом. Их участниками были представители органов государственного управления, руководители и ведущие специалисты музеев, университетов таких стран как Россия, Эстония, Украина, Македония, Италия.
Возможность организации систематической учебной деятельности с использованием материалов медиатеки также был апробирована в ходе проекта «Информационные технологии в гуманитарной сфере» в 2008-09 учебном году. Этот проект заключался в организации и проведении курса «Информационные технологии в гуманитарной сфере» для студентов кафедры информационных систем в искусстве и гуманитарных науках СПбГУ (Россия) и факультета дизайна Университета технологий и дизайна г. Хельсинки (Финляндия).
Проект включал в себя три этапа: подготовка, реализация и оценка. На этапе подготовки был разработан план учебной деятельности студентов и подобраны материалы, которые будут использоваться в этом процессе, а также он-лайн публикации учебных материалов и заданий. В качестве среды публикации была использована LMS Sakai.
Реализация заключалась в организации учебной деятельности студентов, при этом использовались такие формы работы как выполнение индивидуальной работы и учебных проектов с использованием виртуального учебного пространства, обсуждение результатов работы в формате видеоконференции. Оценка проекта показала его несомненную пользу в нескольких аспектах: развитие профессиональной подготовки и кросс - культурного опыта общения студентов; повышение педагогического мастерства преподавателей и расширение их профессиональных контактов; апробация организационных форм и технических возможностей реализации таких проектов.
Заключение
В итоге необходимо отметить, что мы находимся в начале пути исследования образовательного потенциала мультимедийного контента, однако уже сейчас очевидно, что без этого компонента невозможна организация современного учебного процесса и в будущем эта тенденция будет усиливаться.
Список источников
1. Гаевская Е.Г. Виртуальные музеи: Учебное пособие. — СПб.: Ф-т филологии и искусств СПбГУ, 2007. — 54 с.
2. Marjo Maenpaa. Digitizing Cultural Heritage and Natural Heritage. Cross media Production Course..University of Arts and Design, Helsinki. School of Art and Media. Pori. 2008 http://sakai.spbu.ru/access/content/group/
3. Информационно-образовательный центр Русский музей: виртуальный филиал http://www.virtualrm.spb.ru/ru/node/3011
4. Digital Media in Higher Education: Enrich Learning and Campus Communications: CISCO – Education Group Report 2008 http://www.cisco.com/web/solutions/dms/pdf/C22-519279-00_DMS-HigherEd_SO...
Е.Г.Гаевская
Санкт-Петербургский государственный университет