Проект "Спасибо, Русский музей!" История первая: как неизвестная стала Великой княгиней Еленой Павловной.
В коллекции Нижнетагильского музея изобразительных искусств с 1944 года хранится ряд произведений, переданных в состав коллекции в дни основания музея в том же году из фондов Государственного Русского музея. Впоследствии было осуществлено еще несколько передач. Об этих произведениях и пойдет речь на страницах виртуального проекта «Спасибо, Русский музей!». Выставка с таким названием экспонировалась в Нижнетагильском музее в дни открытия в старинном уральском городе Виртуального филиала Государственного Русского музея.
Первая передача из Государственного Русского музея была осуществлена в конце последнего военного лета 1944 года. По всей вероятности эта комплексная передача произведений вновь образовавшемуся российскому художественному музею, была осуществлена из Перми, где тогда находился эвакуированный из Ленинграда музей, однако пока подтверждений этому нет. Тогда в Тагил поступило 16 произведений – пейзажи Л.Лагорио, Ю.Феддерса, А.Боголюбова, И.Крачковского; натюрморт А.Лебедевой и жанровая сцена Кудрявцева; мужские портреты Н.Воробьинского и графа В.П. Кочубея кисти И.В.Бугаевского-Благодарного; четыре портрета неизвестных дам - дамы в голубом платье XVIII века, портрет девушки школы П.В. Басина, копийный портрет Климченко с работы Дж.Доу и два портрета неизвестной, один из которых предположительно кисти В.Л.Боровиковского, другой – неизвестного художника; а также портреты августейших особ - царя Алексея Михайловича, Великого князя Константина Павловича ребенком (по акту – копия с работы В.Л. Боровиковского), портреты Александра I и Павла I и портрет его матери императрицы Екатерины II Великой. Эти произведения вошли в состав тех первых 73 произведений, которые составили основу будущей музейной тагильской коллекции.
История первая: как неизвестная стала Великой княгиней Еленой Павловной.
Среди поступивших летом 1944 года произведений привлекал внимание портрет неизвестного художника, изображающее неизвестную даму. На подрамнике стояли написанные красным карандашом две буквы и цифры: «СМ – 124», уже в 1980-е годы расшифрованные как «Смольный монастырь».
Пленительной красоты дама явно высокородного происхождения в декольтированном темно-синем бархатном платье изображена сидящей в золоченом кресле на фоне бордовой с серебристыми отливами узоров портьеры. Обнаженные, словно точеные руки, спокойно покоящиеся на подлокотниках кресла, придерживают прозрачный шарф. Жемчуг – овальной формы с пятью каплевидными подвесами брошь, каплевидные же серьги да фероньерка из круглых жемчужин в высокой прическе, завершают образ. Нежный овал молодого лица, слегка насмешливый взгляд, легкая полуулыбка, точеные плечи, алебастровый лоб и тающий алой зарей румянец… Произведение написано умелой кистью тонкими лессировочными «сплавленными» мазками. Быть может, лишь немного настораживают излишне холодные тени на лице и некоторая странная асимметрия в рисунке глаз. Вот, собственно, и все, что можно сказать о портрете. Безусловно, портрет – интересен, однако, даже предположить, кто мог быть на нем изображен, сотрудники музея не могли.
Лишь в 2003 году консультация с хранителем британской живописи Государственного Эрмитажа кандидатом искусствоведения Е.П.Ренне помогла выяснить, что на портрет изображена Великая княгиня Елена Павловна. Спустя четыре года картиной заинтересовалась старший научный сотрудник ГРМ, хранитель Михайловского дворца З.А.Перскевич, которая подтвердила предположение и содействовала проведению технико-технологической экспертизы в июне 2009 года. Проведенный заведующей отделом технологических исследований Государственного Русского музея Санкт-Петербурга Светланой Викторовной Римской-Корсаковой комплекс научно-исследовательских работ позволил провести сравнение полученных данных с богатой эталонной базой Русского музея, в том числе с эталонной базой работ Т.Неффа, авторство которого предполагала З.А. Перскевич. К сожалению, предполагаемое авторство известного придворного художника несмотря на то, что письмо «…очень точно передает видимые характерные признаки стилистики Т. Неффа…» было снято, т.к. «…при исследовании в инфракрасной области спектра были обнаружены следы масштабной сетки, и, напротив, не обнаружен характерный для Т. Неффа подготовительный рисунок. Рентгенографирование показало иную светотеневую моделировку и явные признаки копирования. Портрет не может быть и авторским повторением, так как имеет другую фактуру красочного слоя». Однако, Нефф все же по всей вероятности имел отношение к данному изображению хозяйки Михайловского замка. Исследование портрета позволили сделать предположение о том, что «…с большой вероятностью … исследуемый портрет является копией с парадного портрета Елены Павловны, написанного Т. Неффом в Италии». Необходимо отметить, что действительно такое небольшое произведение, каким является картина из Нижнего Тагила, не могла быть представлена на официальной выставке того времени, где экспонировались значительные, завершенные произведения.
Итак, на портрете изображена Великая княгиня Елена Павловна! «Хозяйка Михайловского дворца» урожденная принцесса Вюртембергская Фредерика-Шарлотта-Мария (1806-1873), жена Великого князя Михаила Павловича, считавшаяся одной из самых образованных и талантливых дам своего времени, сподвижницей и вдохновительницей Александра II в деле реформ 1861 года, сыгравшая решающую роль во многих исторически судьбоносных и важных делах России, способствовавшая развитию науки, искусства, музыки, медицины, филологических и естественнонаучных исследований. Сегодня известны многие живописные и графические портреты Елены Павловны, выполненные К.Брюлловым, Ф.-К.Винтерхальтером, В.И. Гау, К. Робертсон, Ж. Куром, Э.Ноэлем и А.Ф. Лагрене, А.П. Рокштулем и В.В. Матэ в 1820-1860-е гг. и иконография портретов известна. Теперь галерея портретов пополниться еще одним изображением! Заметим, что по заключению экспертов, портрет из Нижнетагильского музея, несмотря на то, что имеет копийный характер, «…выполнен на высоком художественном уровне… и обладает коллекционной ценностью». А правда, как известно, быть может, самая большая ценность. Другой вопрос –где же сегодня храниться исчезнувший оригинал? И еще, данный портрет хорошее доказательство того, что отношение к копиям может быть и серьезным, поскольку они часто являются едва не единственным источником информации.
В Виртуальном филиале ГРМ Нижнетагильского музея подготовлена медиа-программа, посвященная портретам Великой княгини Елены Павловны хозяйки Михайловского дворца. Презентация программы состоялась в дни проведения в Нижнем Тагиле IV Худояровских чтений, организованных Нижнетагильским музеем-заповедникм "Горнозаводской Урал" и в дни праздноваия 65-летнего юбилея Нижнетагильского музея изобразителных искусств.