«Древние развалины» Жан Лемер
Жан Лемер (1557-1659). |
9 ноября 2009 г. на территории информационно-обазовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал» в рамках проекта «Имя в истории искусства – имя в истории музея» открылась выставка одной картины «Древние развалины» Жана Лемера.
Выставка приурочена к 350-летию со дня смерти французского пейзажиста Жана Лемера (1597-1659). Его картина «Древние развалины» происходит из коллекции Андрея Фёдоровича Лихачёва (1832-1890), ранее она приписывалась итальянцу Джованни Паоло Паннини (1691-1765). Художник испытал влияние знаменитого венецианца Каналетто, пользовавшимся всеобщим успехом у римской знати и Ватикана… Однако на основании искусствоведческого исследования (в 2002 году – Наталии Кузьминичны Серебрянной из Государственного Эрмитажа, в 2007 году – Яна Кеннеди из музея Нельсона Аткинса, США) автором «Древних развалин» был признан Лемер. Лемер, прозванный Лемер-Пуссен, учился у Клода Виньона. Работал в Риме (1613-1637) и Париже, писал архитектурные пейзажи. Во Франции им исполнены декоративные работы в замках Рюэль и Баньоле. Вернулся в Рим в 1642, сопровождая Никола Пуссена (1594-1665). «Древние развалины» экспонировались на выставке, посвящённой 100-летию основания музейной коллекции (1995), на выставке «Западноевропейский пейзаж из собр. ГМИИ РТ» (1997) и на выставке «Завещано Казани» (2007). Врамках предлагаемой зрителю экспозиции в поддержку живописному произведению представлены три графических листа Луиджи Россини (1790-1857) из серии офортов «Римские древности – виды античного Рима» (1819-1823). Выставка сопровождается слайд-программой «Живописцы руин в собрании Государственного Эрмитажа». В информационно-образовательном центре «Русский музей: виртуальный филиал» города Казани был разработан выставочный проект (автор Хитёва А.С.), который основан на сочетании классики и современного искусства, и представляет еще один взгляд на «живопись руин». Проект направлен на сопоставление произведений разных видов искусства и разных эпох, самостоятельный поиск и принятие решения, связанного с обнаружением художественного замысла произведений, установлением аналогии между ними или её отсутствием. Проект имеет инновационную направленность, и задает новое направление экспонирования объектов субкультуры (в данном случае культуры сталкеров) и побуждает к сотрудничеству с ее адептами. Выставочный проект «Пять ноль четыре», который проходит на базе «Выставки одной картины», включает мультимедиа программу и фотовыставку, тематикой которых служат современные руины и развалины урбанистических и промышленных объектов. Мультимедиа программа включает краткую историю творчества трех ярких художников - основателя направления «живопись руин» Джованни Паоло Панини, самого крупного мастера этого направления Джованни Батиста Пиранези, и «Робера Развалин» как называли его современники Робера Юбера. Тематика фоторабот, которые представлены на выставке и использованы в мультимедиа программе – «обломки советской эпохи»: заброшенный бассейн, в котором теперь лежат обломки стен и листья, Разрисованные стены, пастельные тона выцветших стен, уцелевшие стекла в окнах разрушенных сооружений. Комплекс зданий так и недостроенной ТАТ АЭС, который так и не начав функционировать обрел существование, но уже в другом качестве и как будто другом времени. Точнее время там остановилось, часы на стене показывают пять ноль четыре. Экспоненты: Большая благодарность: |