500 лет «Тагильской Мадонне»… Именно это событие послужило поводом для создания камерной выставки из живописной коллекции музея. Дева МАРИЯ, по христианским представлениям земная мать Иисуса Христа, по итальянки звучит как - Мадонна (сокращенное от миа донна - моя госпожа), на нашей русской земле - Богородица, Богоматерь. Дева Мария – символ милосердия, выдержки, самообладания, сдержанности, символ несокрушимой мощи в заступничестве за людей, жертвенности. Дева Мария – как высшее выражение мировой любви и гармонии, воплощение божественной благодати, символ реализованной божественной воли. Дева Мария – символ материнства, связанный с началами всеобщего зарождения жизни. Дева Мария – значит сильная, прекрасная, чистая, непорочная…
Многогранное символическое и смысловое прочтение образа Девы Марии сделало его во все времена вечным, сделало его той истиной, которая способна изменить мир к лучшему. Но, как известно, истины, облеченные в чувственную форму искусства, имеют особую силу…
Произведения религиозной и светской живописи, представленные на выставке и охватывающие довольно большой временной период - XVII- XX века, демонстрируют разные стилевые приемы, оригинальные особенности образного языка мастеров изобразительного искусства, настраивая зрителя на размышления, оперируя к масштабному чувству жизни, к человеческой способности пробуждать в себе лучшее.
Христианская живопись обращалась к образу Девы Марии с самой ранней поры и особенно часто в эпоху Ренессанса. В «Тагильской Мадонне», 1509, приписываемой кисти божественного Рафаэля Санти, зрителю явлен тип Мадонны, основанный на строго отмеренном равновесии земной красоты и величавого целомудрия, уюта и парадности, античного и христианского элементов. На Руси простым людям образ Марии, более других святых, казался понятным и близким, вследствие чего культ Марии - заступницы человечества, получил очень широкое распространение. В душе православного христианина образ Богоматери всегда вызывал особое, теплое чувство, и поэтому в Богородичной иконографии преобладали ее поясные, камерные изводы, к которым каждому молящемуся было легче обратиться со своим сокровенным. Экспонирующиеся на выставке иконы - Благовещение, Тихвинская Богоматерь, Богоматерь-Умиление, демонстрируют наиболее распространенные типы Богородицы с младенцем.
В наше сложное время рядом со злободневными идеями, сюжетами живут и никогда не устаревают темы и образы, которые по праву можно считать неиссякаемыми. Именно в них переменчивость мира предстает наиболее выпукло на фоне неизменности мотива.
Одной из главных задач искусства в XX веке стало эстетическое освоение духовных и нравственных ценностей предшествующих эпох. Так средневековые представления о Богоматери не только не утратили свой смысл, но обрели в последующих столетиях новую жизнь. Одной из притягательных тем в мировом искусстве обозначилась тема гармоничного совершенства, красоты женщины–матери, которая у многих мастеров, прежде всего, соотносилась с образом Девы Марии. Секуляризированное (свободное от церковных канонов) преобразование мотивов, связанных с иконографией Марии, встречается в творчестве многих, в том числе широко известных художников 1960-1990-х годов: Элия Белютина, Алексея Мыльникова, Лиона Нисенбаума, Франчески Кирке, Анатолия Калашникова, Аугустинаса Савицкаса. Работы этих авторов, представленные в экспозиции выставки, раскрывают свойственные человечеству понятия о добре и зле, страдании и очищении, помогают внушить неодолимость духовной силы, передаваемой поколениями.
При взгляде на экспонируемые живописные произведения в памяти каждого человека непременно возникают высокие образцы изобразительного искусства, которые присутствуют в них как гуманистическая основа, своего рода духовная канва, на которую естественно и органично накладывается наша современная реальность.
В контексте выставки в Виртуальном филиале ГРМ зрителям показывается программа "Образ матери в изобразительном искусстве", знакомящая с лучшими произведениями живописи о матери. Лариса Смирных
главный хранитель Нижнетагильского музея изобразительных исксусств