Год учителя – педагоги идут повышать свою профессиональную квалификацию… в музей
Музейная педагогика - не «перекорм» детей музеями, а эффективная технология развития и воспитания.
9 и 10 февраля 2010 года в Музее изобразительных искусств (пр. К. Маркса, 8) Государственный Русский музей Санкт-Петербурга представил педагогам Карелии свою музейно-педагогическую программу «Наша новая школа». Более ста педагогов дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов сумели в эти дни повысить свою профессиональную квалификацию на информационно-методических семинарах, которые провели для них специалисты по музейной педагогике РГПУ им. А.И.Герцена А.М.Вербенец и Б.А.Столяров.
Педагоги были приятно удивлены тем, как приветливо и с интересом встречали их в стенах Музея изобразительных искусств Республики Карелия его сотрудники и директор Н.И. Вавилова. Камерно-возвышенная, размеренная атмосфера музейных залов располагала к разговору о том, как необходимо иногда просто придти в музей. Некоторые из учителей с сожалением признавались, что даже в музеи своего родного города доводится выбираться не часто. Многие, посмотрев действующую экспозицию, говорили, что в самое ближайшее время приведут сюда своих учеников. На этом фоне несколько парадоксально прозвучало суждение Бориса Андреевич Столярова, заведующего Центром музейной педагогики и детского творчества Русского музея о том, что «современный ребёнок испытывает дискомфорт в музейной среде. Воспринимать и анализировать неподвижную картинку для него – мучение». Но, чем дальше профессор углублялся в тему, тем более понятно становилось педагогам, почему их пригласили к серьёзному профессиональному разговору именно в музей, и о какой «новой школе» идёт речь.
Учёный говорил о том, что школа XXI века еще отчасти сопротивляется тому, чему сопротивляться уже бессмысленно, педагоги зачастую являются для своих учеников представителями «пусть не юрского периода», но формации, серьёзно отдалённой от детей во времени. Отдалённой не хронологически, а с точки зрения восприятия картины мира. Тех, кто сегодня работают в наших детских садах и школах, учили и, причем, хорошо учили, воспринимать окружающую действительность по книгам и фильмам, по опыту предыдущих поколений, по радио и телевидению, и лишь более молодых и продвинутых - уже через компьютер и сеть Интернет. Прошло каких-то 7-10 лет – и всё изменилось!
Дело здесь не только в том, что книги и фильмы, занимавшие когда-то множество стеллажей и полок, переместились в маленький переносной компьютер. Дело скорее в том, что интенсивный визуальный поток, в который оказывается погружён современный ребёнок почти с пелёнок, становится для него основным источником формирования собственной картины окружающего мира. Жизнь «в стиле видеоклипа», постоянной смены картинок, становится нормой. Всё что видит ребёнок в современном гипермаркете, на экране компьютера, телевизора и даже на уличных рекламных щитах, меняется очень быстро. Увидеть, запомнить, проанализировать и, возможно, критически переосмыслить за очень короткую единицу времени большое количество визуальных образов оказывается умением куда более востребованным, чем простое запоминание новых фактов.
А это значит, что ребенок нуждается в приобретении навыков визуальной грамотности и в дальнейшем развитии визуального интеллекта. Кто поможет ему в этом? Может быть книги? Но в книгах мало что об этом написано, да и все мы часто сетуем на то, что современные дети совсем перестали читать. Родители? Но ведь и они уделяют своим детям все меньше и меньше времени, да и сами страдают от недостатка визуальной грамотности в столь быстро настигнувшем их интенсивном потоке визуальных образов. Очевидно, что в этой ситуации ребёнку может и должна помочь школа. Но справится ли она с этой задачей? Сумеют ли это сделать современные учителя, которые не завтра или послезавтра придут в школы, а которые работают там уже сегодня?
Вот тут-то на помощь и приходит музейная педагогика. Не "перекорм" детей музеями, как выразился профессор Столяров, а эффективная технология формирования навыков визуальной культуры. Не просто художественное образование, как сумма информации о художниках и обучение художественным приёмам, а обучение детей законам жизни через самостоятельный анализ окружающей визуальной среды.
На информационно-методическом семинаре сотрудники Государственного Русского музея фактически представили педагогам учебно-методический комплекс «Мир музея», который был разработан специально для школ с целью решения ими поставленных выше задач. С точки зрения практикующих педагогов у данной методической разработки масса плюсов. Во-первых, она рекомендована к использованию Министерством образования и науки Российской Федерации, что немаловажно в условиях ужесточающихся требований надзорных органов к учебникам и учебным пособиям, используемым в образовательном процессе. Материал, который представлен в пособии, может быть использован как в отдельно взятом курсе начальной школы, так и на любых других уроках, будь-то рисование, музыка, русский язык, окружающий мир, или даже математика.
Это становится особенно актуальным в условиях перехода с 2011 года на новый стандарт начального общего образования, когда лишь 80% содержания будет обязательным, а в выборе 20% школа должна будет определиться сама. Такого рода курсы могут оказаться находкой, ведь профессионалами разработаны и концепция курса, и конспекты занятий и фото- и видеоматериалы, и даже схемы и индикаторы мониторинга эффективности реализации программы, что в наше время большая редкость. Что называется – бери и пользуйся. Кто-то спросит: «А как же учительское новаторство?». Как сказал на своей лекции Б.Столяров, за учителем всегда остается право обогатить свой урок серией маленьких открытий. А одна из лучших российских специалистов по экономике образования профессор Высшей школы экономики Т.Л.Клячко как-то заметила: «Когда мне говорят, что у нас каждый учитель – новатор, то я вопрошаю «а где же профессионалы?!». Представленное на семинаре пособие предназначено именно для учителей-профессионалов! Особенно отрадно, что в качестве подарка организаторы вручили его всем педагогам, которые пришли в эти дни в музей.
Всех участников двухдневных встреч порадовала новость о том, что знакомство карельских учителей с музейно-педагогической программой «Наша новая школа» будет продолжено. Спасибо Музею изобразительных искусств Республики Карелия! Педагогам очень нужны такие формы повышения квалификации, и не только в Год учителя.
Груничева Ирина,
главный специалист Министерства образования Республики Карелия