В Виртуальном филиале Государственного Русского музея Нижнетагильского музея изобразительных искусств прошел вечер памяти известного тагильского фотографа и художника, педагога Владимира Петровича Антония (1947-2010). На выставке фоторабот, подготовленной сотрудниками музея, было представлено более 60 произведений мастера, а также экспонировалась мультимедийная программа, посвященная жизни и творчеству автора, которая была разработана сотрудниками телерадиокомпании "Телекон" Владимир Петрович Антоний в 1970 году окончил художественно-графический факультет Нижнетагильского государственного педагогического института. Тогда же ему было предложено остаться в стенах родного учебного заведения в должности преподавателя академического рисунка, где он и проработал почти 40 лет. Длительное время художник кроме того исполнял обязанности заместителя декана по заочному отделению. В.Антоний был участником многих городских, областных и международных фотовыставок и создал значительное количество не просто интересных, но ярких и запоминающихся, точно соответствующих поискам современности произведений. К сожалению, пожар в мастерских художественно-графического факультета в 2005 году уничтожил практически все, что создал художник. Несмотря на то, что на выставке представлено значительное количество произведений - это лишь намногая часть наследия, сохранившихся в семье художника или у его друзе. Фотоработы представляют разные поиски автора в 1970-1990-х годах.
Его произведения, где главное не окружающий мир, а вчуствования, размышления, эстетические наслаждения или философские раздумья, лишены повествования. Объектами исследования художника, которые сродни научным в визуально-пластическом мире изобразительного искусства, являются пространство и свет, форма, линия и фактура. В поисках эстетики в окружающем, автор шел от малого к глубинному, к самой жизни с ее внутренней наполненностью.
В произведениях он создал свой «мир от Антония», в котором все подчинено логике. В них есть та искренность переживаний, которая потрясает проникновением в образ.Уже потому его работы образец редчайшей подлинности. Владимир Антоний никогда не занимался репортажной фотографией, и стал первым из тагильских художников, кто обратился к фотографии и первым из фотографов города, кто отошел от простой фиксации. И его работы - это скорее отсылка к длительной классической работе над снимком, как и у Луи Дагера в 1840-х годах скрупулезные многократно повторенные операции позволили достичь необходимого результата в утверждении фото как эксклюзивного, штучным произведения искусства. Фотография Антония и в особенности процесс печати – это бесконечные субъективно-личностные рефлексии автора по отношению к изображаемому объекту и его собственному переживанию. Объектив фотоаппарата для мастера – своеобразное «передвигающееся» окно, позволяющее отбросить все лишнее, сфокусироваться на главном и вычленить из окружающего мира только то, что отвечает замыслу. Безупречное «чувство кадра», умение срежессировать пространство, сжать его до формулы, рождают состояние вневременное. Все исполнено высокой значимости, апеллирует к душе и чувствам зрителя. Мастер четких конструктивных композиций, он заботился, прежде всего, об эмоциональном наполнении художественной формы и ее способности выражать волновавшие его чувствования и размышления. Авторские поиски позволяют говорить о Владимире Антонии, как о художнике, воспитанном на многовековой истории русской изобразительности, но в то же время в его творчестве главной была соотнесенность современного искусства с традицией - так в ряде панорамных работ В.Антония можно назвать прямым наследником творчества русских видописцев начала XIX века, в других вспомнить опыты интеллектуального кино начала ХХ века. Художник и педагог Владимир Антоний стал одной из ключевых фигур в общем процессе становления тагильского искусства 1970-80-х годов, что признавалось художниками региона еще в "закрытые" восьмидесятые годы. Важным этапом в его творчестве стала содружество художников города, ищущих новые пути развития искусства и находящие их. В эти переломные для страны годы художники обратились к чистой штудии, стали часто собираться в мастерских и рисовать модели. Ряд из этих работ сегодня стали классикой. Работа в ограниченных средствах черно-белой фотографии породили и сознательное ограничение в средствах композиционного решения, но большее внимание к фрагментам, ракурсам, контрастам, фактурам снимаемых объектов. При этом у Антония был не просто черно-белый снимок, а всегда пограничное состояние, переход из позитива в негатив, рождающееся на самой границе перехода.
Владимир Антоний - художник своего времени. В контексте развития искусства Нижнего Тагила 1970-90-е гг., тех важных событий, которые позволили сформироваться новому современному тому времени пласту художественной культуры города, он, как личность был очень важен, и был точно встроен в ситуацию формирования мировоззрения художников города. Своим присутствием в этом мире, точностью суждений, самой естественной как бытие внутренней эстетикой, он оказал на культуру города и значительное влияние.