Информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал» в Запорожье приобрел постоянную прописку.
1 апреля 2010 года в Запорожском художественного музее состоялось открытие информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал» в новом оборудованном просторном помещении.
На открытии присутствовали заместитель губернатора Запорожского региона Ярмощук Н.А., начальник управления культуры и туризма облгосадминистрации Сизинцова Л.А., директор областного художественного музея Борисова Г.С., художники, студенты, журналисты, школьники художественно-эстетических школ города Запорожья. Посетителям были презентованы возможности виртуального филиала, с помощью которых можно изучать творчество всемирно известных художников, оперативно получать информацию о новых выставках, дополнять и углублять учебный процесс по дисциплинам художественно-эстетических циклов в учебных заведениях.
Событием в культурной жизни города стала и презентация в мультимедийном кинотеатре виртуального филиала нового медиапроекта Запорожского художественного музея «Наш Эрмитаж». Мультимедийный фильм создан на основе широко известной работы художника К.Я.Крыжицкого «Хутор в Малороссии» из фондов Запорожского художественного музея.
В 2008 году исполнилось 150 лет со дня рождения Константина Яковлевича Крыжицкого (1858-1911). Родился он в Киеве, начальное художественное образование получил в Киевской художественной школе Николая Мурашко (1875 — 1876), которую в разное время посещали Серов, Врубель, Пимоненко. В 1877 году К.Крыжицкий поступает в Императорскую Академию искусств в Санкт-Петербурге, в пейзажный класс М.К.Клодта. Через пять лет он закончил Академию с малой золотой медалью и стал ее Академиком.
К.Крыжицкий — автор 400 картин и около 1000 этюдов. Прекрасный мастер рисунка, тонкий акварелист (Действительный член Общества русских акварелистов). Большинство его работ отличает умение правдиво передавать жизнь природы, ее дыхание и безграничное разнообразие пейзажей России, живописность Украины, могущество Балтийского моря, виды Финляндии и Норвегии. Но в первую очередь, по словам В.Стасова, на протяжении всей жизни он создавал портреты родного края — чудесные пейзажи Украины. К.Крыжицкий вошел в историю отечественного искусства как продолжатель эпической линии русской и украинской пейзажной живописи.
Работа Константина Яковлевича Крыжицкого (1858-1911) «Хутор в Малороссии» (1887) — это одно из лучших полотен художника, которое имеет свою интересную, уникальную и не до конца разгаданную историю. В свое время его приобрел в антикварном магазине Киева известный певец, народный артист Украины Дмитрий Михайлович Гнатюк под названием «Село у пруда», а в 1981 году передал нашему музею. Изучая в связи с этим творчество художника, музейные искусствоведы в воспоминаниях его сына обнаружили детальное описание картины с названием «Хутор в Малороссии» и информацию о предыдущем ее нахождении в музее Санкт-Петербургской Академии искусств.
«Обобщенный украинский пейзаж с поляной возле леса, рекой, с причаленой к берегу лодкой, утопающими в зелени хатами с соломенными крышами. На дальнем плане, в глубине, открывается вид на бескрайние украинские степи, пространство залито ярким солнечным светом. На полотне изображена картина повседневной жизни целого хутора. Первое впечатление такое, что как-будто в этот горячий полдень вся жизнь на время замерла под палящим южным солнцем. Но, присмотревшись внимательно, зритель замечает, что все идет своим чередом: к речке на водопой спускается стадо коров, возле них — крестьянин в белой сорочке и большой соломенной шляпе, возле одной из хат стоит воз с сеном, конь уже распряженный, на возу видно женскую фигуру в красном головном уборе, который ярко горит на фоне осветленной солнцем зелени. В целом картина передает образ украинского хутора с его ежедневной трудовой жизнью.» (Г.Крыжицкий «Судьба художника», К., «Искусство», 1966).
Картину «Хутор в Малороссии» приобрел с выставки для музея Императорской Академии лично Император Александр III. Долгое время «Хутор в Малороссии» сохранялся в Академическом музее, а в 30-е годы, согласно записи в инвентарной книге, был передан рабочему клубу. Как дальше сложилась ее судьба, пока что не известно. Картина имела большой успех, существует несколько авторских повторений.
Работа информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал» значительно оживила культурно-просветительскую жизнь региона.