В Строгановском дворце Русского музея открылась выставка, посвященная 250-летию со дня рождения А.Н.Воронихина
Выставка, посвященная 250-летию со дня рождения А.Н.Воронихина
16 июня 2010 года в залах Строгановского дворца Русского музея открылась выставка, посвященная 250-летию со дня рождения крупнейшего русского зодчего Андрея Никифоровича Воронихина (1759-1814).
На выставке экспонируется около 30 произведений. Среди них – одна живописная работа и 20 рисунков и акварелей из собрания Русского музея. Кроме того, 10 листов архитектурной графики Воронихина и три произведения декоративно-прикладного искусства, выполненные по его проектам, предоставил Государственный музей-заповедник «Павловск».
Создатель сложнейших архитектурных ансамблей Казанского собора и Горного кадетского корпуса (Горный институт), А.Н. Воронихин прославился и как мастер оформления интерьеров. По его рисункам изготавливали предметы декоративно-прикладного искусства: от мебели до осветительных приборов и ваз. Судьба Воронихина тесно связана с родом графов Строгановых и Строгановским дворцом, где архитектором была проведена реконструкция ряда залов.
Коллекция рисунков Андрея Воронихина в собрании Русского музея относится к раннему периоду творчества архитектора – к 1790–м годам. Например, в 1793 г. им была написана акварель «Прием Екатериной II турецкого посольства в Большом зале Зимнего дворца 13 октября 1793 года», на которой запечатлен торжественный прием Чрезвычайного и полномочного Посла Оттоманской Порты Россих-Мустафы-паши по случаю окончания русско-турецкой войны 1787–1791 гг. Особо следует отметить небольшую акварель, являющуюся проектным эскизом оформления Парадной столовой (Углового зала) Строгановского дворца в Петербурге. Интерьер этого зала был реконструирован архитектором в связи со свадьбой графа П.А. Строганова и княжны С.В. Голицыной.
Виртуозным мастером рисунка и акварели предстает Воронихин в серии видов дачи графа А.С. Строганова на Выборгской стороне вблизи впадения Чёрной речки в Большую Невку. Одной из главных достопримечательностей загородной усадьбы являлся древний саркофаг. На рельефах саркофага был изображен античный сюжет «Ахилл на острове Скирос», давший повод считать его гробницей греческого героя, или "гробницей Гомера", что оказалось ошибочным предположением.
Оформление усадебного парка было выполнено по рисункам Воронихина. Египетские ворота, деревянные домики в виде швейцарских шале, каменный грот на острове, скульптура Нептуна с трезубцем, разнообразные мостики, обелиски и пагоды представляли разные части света. Таким образом, по мнению С.О. Кузнецова (ГРМ), в этом живописном уголке на Выборгской стороне был воплощен античный миф о странствиях Одиссея по свету.
Рисунки Воронихина, связанные с оформлением парка, возможно, делались архитектором, как проекты. Однако по эмоциональной насыщенности и характеру исполнения они являются вполне самостоятельными законченными произведениями. Девять рисунков, представленных на выставке, первоначально входили в состав строгановского альбома «Мызинские виды» как работы неизвестного автора. Принадлежность их А. Н. Воронихину была установлена в 1950-е годы архитектором Т. П. Валицкой. В полном объеме эти листы демонстрируются впервые.
В 1797 году Воронихин получил звание академика за картину «Вид на Строгановскую дачу в Петербурге», на которой изобразил дачу-павильон со стороны Большой Невки. Выполненные им чертежи этого павильона были гравированы С.Ф. Ивановым, и составили небольшой альбом «Plans et facades de la maison de campagne appartenante a S.E. Monsieur le comte de Stroganoff. Rebatie en 1796».
Особое место в творческом наследии А. Н. Воронихина занимает многочисленная архитектурная графика. Государственный музей-заповедник «Павловск» предоставил на выставку несколько листов из своей коллекции. Среди них – проекты Фермы со служебными постройками (1802-1803 гг.) и Розового павильона (1812 г.). Кроме того, на выставке можно увидеть мебель из убранства Итальянского зала Павловского дворца и из павильона «Вольер».
Кроме собственно работ Воронихина на выставке экспонируются произведения других авторов, представляющие портреты архитектора и его семьи. Например, скульптурные бюсты супругов Воронихиных (архитектор был женат на англичанке Мэри Лонд), выполненные племянником зодчего А. И. Воронихиным, а также мраморный бюст маленького сына Александра, атрибутированный Е. В. Карповой (ГРМ) как работа французского скульптора Л.-М. Гишара. На живописном портрете кисти неизвестного мастера Андрей Воронихин запечатлен на фоне Казанского собора - в академическом мундире, с орденом Святого Владимира 4-й степени и орденом Святой Анны 2-й степени, который был ему пожалован после освящения Казанского собора.
А.Н. Воронихин возглавлял архитектурный класс Императорской Академии художеств. Современники отмечали присущие ему изысканный вкус и тонкое чувство стиля, удивительную работоспособность и его прекрасные человеческие качества (будучи профессором Академии художеств, он оказывал материальную помощь своим ученикам, среди которых были П.С. Садовников и И.Ф. Колодин).