Русский музей - живой и виртуальный
Тот, кто побывал в северной столице, как правило, отдельной строкой в кладезь воспоминаний вписывает знакомство с бесценными сокровищами Русского музея. Нынешнее лето осчастливило меня щедро, прямо по-царски, двойной встречей с этим всемирно известным центром искусства.
Сразу и навсегда влюбившись в Питер за несколько дней долгожданной поездки, я, конечно же, погуляла по залам Русского музея, с трепетом душевным останавливаясь у дорогих сердцу с детства (но лишь по репродукциям!) шедевров Сурикова, Айвазовского, Брюллова, Шишкина, Врубеля… Час пролетал за часом, ничуть не утомляя - общение с произведениями художников дарило окрыляющее чувство гордости за высочайший уровень мастерства соотечественников, чьи гениальные творения, пережив века, будят мысли и чувства.
Вполне закономерна современность и востребованность подобных шедевров русских живописцев. «Девятый вал», к примеру, в последнем своём странствовании покорил Японию, а ныне отправляется в столицу Соединённых Штатов. Восторга американцев мне лицезреть не удастся, а вот разделить искреннюю радость наших соседей - екатеринбуржцев по поводу открытия у них на излёте августа выставки из собрания Государственного Русского музея и информационно-образовательного центра «Русский музей»: виртуальный филиал», - случай представился, поскольку коллектив Курганского областного художественного музея на это знаменательное культурное событие был приглашён.
Сей замечательный подарок Град Петра Граду Екатерины преподнёс не случайно: в годы Великой Отечественной войны именно в Свердловск была эвакуирована часть бесценных фондов Русского музея. Выставка-благодарность «Спасибо, Урал!», включающая шестьдесят (символическое число) картин, будет радовать неугасающим светом истинного искусства посетителей Музея изобразительных искусств до конца октября, а вот виртуальный филиал, включающий в себя мультимедийный кинотеатр и своеобразный компьютерный класс, останутся в Екатеринбурге насовсем. Благодаря этому, даже не посещая Питера, можно будет гулять по залам Русского музея, любоваться произведениями, а также самим зданием и его интерьерами, параллельно слушая подробные и интересные пояснения электронного экскурсовода. Для самых юных в «репертуаре» предусмотрены весьма познавательные игры и программы.
И всё же, при сравнении факт неоспорим: виртуальный мир Русского музея, при всех его несомненных достоинствах, никогда не сможет соперничать на равных с миром его реальных экспонатов, точно также, как самая лучшая репродукция - с оригиналом, в котором пульсирует жизнь!
Выставка «Спасибо, Урал!» продумана и подготовлена тщательно и с любовью: три века русской живописи представлены в ней великолепием работ Боровиковского, Перова, Куинджи, Шишкина, Репина, Крамского, Верещагина, Сурикова, Кустодиева, Петрова-Водкина, Малевича, Филонова и других классиков.
С огромным удовольствием я встретилась второй раз за лето с произведением одного из самых любимых мною художников - «Переходом Суворова через Альпы» Василия Сурикова, воспевшего русский героизм и самоотверженность. В оркестре экспонатов Каслинского зала живописное соло этого огромного полотна (размеры которого почти восемь метров на шесть) звучит впечатляюще. Далее же ждали сюрпризы: из привезённых питерцами работ лишь треть снята со стен основной экспозиции, остальные хранились в фондах и открывают для нас новые, неожиданные грани в творчестве почитаемых с детства классиков.
Порадовала целая галерея выразительных, неповторимых портретов - словно путешествуешь по векам и ведёшь беседу с людьми яркими и неординарными. Ловишь задумчивый взгляд прекрасных карих очей Марфы Ивановны Арбеневой, живой ум которых так мастерски отразил Владимир Боровиковский, и моментально поддаёшься их очарованию. Юную Лопухину кисти этого портретиста знают все, Марфа Ивановна по возрасту ей в бабушки годится, но… какая стать, какой шарм - молодым на зависть!
Ветер иной эпохи, сметающий всё на своём пути, буквально физически ощущается в работе «Голова крестьянина Казимира Малевича», созданной в начале 30-х годов прошлого бурного века. Одна из моих коллег просто не могла оторваться от «Портрета профессора Матэ» Бориса Кустодиева - столь он был совершенен и непохож на знаменитую «Купчиху». Я же неоднократно делала круг по залу и возвращалась к «Фиалкам из Ниццы» Иосифа Крачковского. Представьте себе целую повозку (!) фиалковых букетов на фоне почти призрачного, напоминающего старинную фотографию города в тумане раннего утра… Целый век пролетел с момента создания этого полотна, а нежнейшие цветы по-прежнему свежи и хороши, словно только что срезаны и дарят тончайший, неповторимый свой аромат…
…Наш дружный коллектив музейщиков возвращался в родной Курган ближе к полуночи и впечатления от созерцания шедевров, естественно, были одной из главных тем разговора. Стоит ли удивляться, что огромная, ярко-рыжая луна, взошедшая на фиолетовый бархат небосклона, мне почему-то напомнила о творчестве Архипа Куинджи - краски ночи были ему подвластны также, как ослепительный солнечный свет, который звал и манил в берёзовую рощицу на полотне, что гостит теперь в Екатеринбурге.
«Артпанорама» № 6-8.2005