В корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка «Гимн труду»
5 августа 2010 года в корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка «Гимн труду», которая объединила около 200 произведений из собрания Русского музея. На выставке можно увидеть работы 1910-1970-х годов, многие из которых впервые представлены широкой публике. Как живописные произведения, так и произведения графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства отражают тему труда в советском искусстве, дают почувствовать дух времени и его пластический язык.
Курс на индустриализацию нашей страны, принятый после Октябрьской революции, отразился в самых разных видах искусства - от монументальных росписей до рисунков на тканях, и в самых разных жанрах - в картине, пейзаже, портрете, натюрморте.
С 1920-х годов тема труда стала мерилом идеологической лояльности, ей посвящалось большинство выставок. Для создания своих произведений художники выезжали в самые отдаленные районы - на стройки, заводы, фабрики и в колхозы. Появились отчетные выставки художников, командированных из фонда Совнаркома. Вот только некоторые их названия: «Социалистическое строительство в советском искусстве», «Гиганты Урала», «Днепрострой летом 1931 года», «Ленинградские художники в борьбе за промфинплан» (1930 г., Русский музей). Именно с таких отчетных выставок в собрание Русского музея поступили значительные произведения К.Богаевского, А.Куприна, Т.Лебедевой, В.Рождественского и других художников. Многие произведения 1920-х – начала 1930-х годов на индустриальную тему поступили с юбилейной выставки «Художники РСФСР за XV лет», в числе которых картины А.Вольтера, П.Котова, К.Петрова-Водкина, А.Самохвалова. Новый взлет выставок о трудовых подвигах случился в 1960-е годы и продолжался до середины 1980-х.
Сегодня Русский музей решил вновь показать зрителю произведения того времени, объединенные непосредственностью восприятия, эмоциональностью, гражданским пафосом. Экспозиция возвращает зрителей в прошлый век, позволяет погрузиться в грохот цехов, спуститься в шахту, пройтись по Аллее героев, мимо Доски почета, рассмотреть калейдоскоп техногенных пейзажей.
Образ завода как живого организма, пожирающего огонь, в звуках которого слышится музыка, возник еще в творчестве футуристов. В годы первых пятилеток одним из главных героев изобразительного искусства был завод, представленный как Храм Свободного Труда. Авторов интересовал невероятный размах индустрии, гигантские сооружения, удивительные механизмы, фантасмагория действа, поклонение чудесам техники.
Иной ракурс появился позже. Например, в картинах А. Вольтера «Ударник» (1932) и П.Котова «Ударница-слесарь» (1936) монументальная фигура рабочего выходит на первый план, становясь символом хозяина жизни, укротившего и стихию, и технику. В картинах 1940-х-1960-х годов типичных представителей эпохи сменяют конкретные передовики производства - Г.Горелов, «Знатный сталевар завода «Серп и молот» М.Г.Гусаров со своей бригадой»; И.Серебряный, «Портрет плавильщика завода «Красный Выборжец» Ф.Д.Безуглова».
Особенно интересны портреты горняков, сварщиков, шахтеров, изображенных в своей рабочей обстановке: «Стеклодув» И.Дроздова, «Шахтер» П.Осолодкова, «Горновой» М.Труфанова. Световые эффекты, всполохи огня на лицах, глубокие тени выразительно передают атмосферу их профессий, дух романтики.
Важной особенностью этого периода стала постановка проблемы соединения искусства с производством. Художников призывали принимать участие в создании тканей и одежды, мебели и посуды, строительстве зданий и оформлении интерьеров. Обращая внимание на этот факт, Русский музей, кроме произведений живописи, рисунков, скульптуры и гравюры, представил также плакаты, образцы тканей, даже фарфоровые сервизы и шахматы советского времени.
На выставке можно увидеть плакаты, созданные во второй половине 1920-х – первой половине 1930-х годов. Индустриальный плакат является политическим, пропагандистским плакатом, за короткий срок он стал наиболее действенным средством агитации.
Образ рабочего также был главным в искусстве советского плаката. Первоначально плакат формировался на традициях лубка, народной картинки, чьи повествовательные композиции пользовались популярностью у рабоче-крестьянской аудитории, к которой и был адресован агитационный плакат. Рабочий изображался античным героем в виде аллегорической полуобнаженной фигуры. Однако позже появился более реальный и понятный образ, классовые атрибуты которого – молот, наковальня, кожаный фартук. В годы первых пятилеток сформировался образ пролетария, соединившего в себе реального строителя фабрик и заводов и символического строителя социалистического будущего. Эту многозначность художникам удалось выразить путем использования новых, предельно ясных реалистических форм – конструктивизма и фотомонтажа. Фотография придавала изображаемому эффект документальности, убеждала в достижимости результата. Роль ведущего элемента плаката в конце 1920-х – начале 1930-х годов выполнял текст, нередко содержавший призывы, цитаты из речей коммунистических вождей. К лучшим образцам плакатов периода индустриализации относятся работы Н.Кочергина, А.Веденеева, Г.Клуциса, Н.Пинус. В начале 1930-х годов появились плакаты, не содержавшие прямых призывов к действию, композиции стали более лаконичными, а образы - однозначными, что связано с ужесточением контроля за художественным исполнением и идейным содержанием.
Декоративно-прикладное искусство в полной мере отразило особенности новой эпохи, динамичный дух времени. Одним из центров, разрабатывавших эстетику нового прикладного искусства, стал Декоративный институт, основанный в 1918 году в Петрограде. Ярким примером деятельности института является поднос И.С. Школьника «Завод», представленный на выставке.
Значительные художественные перемены в 1920-е – 1930-е годы произошли в ткацкой промышленности. С приходом на производство таких художников как А.Родченко, С.Бурылин, А.Экстер, В.Степанова в оформлении тканей появились совершенно новые мотивы – абстрактно-конструктивистский орнамент, отличающийся простым геометрическим рисунком и яркими локальными цветами. Наиболее часто использовался в нем фрагмент шестерни (эмблемы промышленности). Иногда шестерня дополнялась изображениями заводских корпусов или орудий труда – пилы, молота, серпа. Появились также и агитационные ткани на темы электрификации, стройки, сбора хлопка. В декоре фарфора этого времени лирический пейзаж сменился индустриальным, появились идеализированные образы шахтеров, рабочих, стахановцев. Ведущим в производстве фарфора в это время становится Государственный фарфоровый завод, успех которого связан с приходом туда молодых художников – Н.Суетина, А.Ефимова, М.Моха, Л.Протопопова.
Эстетическое освоение художниками происходящих изменений начиналось с панорам великих строек, разработок нефтепромыслов и электрификации всей страны. В рисунках и акварелях предпочтение отдавалось репортажному подходу – документально точной фиксации события, живопись чаще была окрашена эмоционально. И если производственный процесс и образ рабочего исчезли из сферы внимания изобразительного искусства еще в перестройку, то тема природы, преобразованной руками человека, продолжает интересовать художников и фотографов в настоящее время. Выставка продлится до 1 ноября Пресс-служба ГРМ