Открытие выставки современного японского искусства "Красота по-японски" в Мраморном дворце
2 сентября 2010 года в Мраморном дворце открылась выставка «Красота по-японски». Экспозиция включает в себя около 70 произведений - живопись, графика, ширмы - двенадцати современных японских художников, среди которых мастера не только широко известные на Западе, но и ценимые на внутренней японской арт-сцене. Выставку представляет известная токийская галерея "Сираиси" (Gallery Shiraishi).
Впервые японское современное искусство представлено в России с такой широтой. Художники разных масштабов, направлений, поколений передают свой ракурс видения японского, свои методы репрезентации «красоты по-японски». Среди мастеров японского искусства - ряд художников, скульпторов, фотографов, прочно вошедших в западный арт-истеблишмент. На выставке они представлены такими именами как: Яёи Кусама, Хироси Сэндзю, Масааки Миясако. В массовом сознании они символизируют «японский вклад» в некие глобальные культурно-интеграционные процессы. Работы других – Масатака Оябу, Кэй Сибусава, Кадзуюки Футагава, Юдзи Сасаки, Тэйскэ Нарита, Тадахико Накаяма, Мисаки Андо, Ханако Куниси, Тинами Накадзима - сосредоточены на сугубо национальной художественной проблематике в нюансах её эволюции, многообразных традициях. Они апеллируют прежде всего к национальному зрителю - в расчете на соучастие, сопереживание, адекватную культуру восприятия.
Яёи Кусама - участница становления американского перформанса, в том числе политического. Её искусство связывают и с сюрреализмом, и с поп-артом, чаще всего - с минимализмом. Художница, поэтесса, писательница уникальна своей укорененностью в американском искусстве последних пяти десятилетий. Основной орнаментальной матрицей Яёи Кусамы был мотив «горошка» в разных проявлениях – от геометрически бесстрастного, технологичного, до органичного, сохраняющего естественность и неправильность, идущую от «ручного» (hand made) или органического, природного происхождения.
Хироси Сэндзю представлял Японию в Венеции в 1995 году и был первым художником из Азии, удостоенным Honorable Mention Award. Президент Киотского Университета Искусств и Дизайна, он разделяет своё время между Японией и Нью-Йорком. «Фирменные» образы Сэндзю – водопады. Постоянное обращение к теме водопада (вполне традиционной для дальневосточного искусства) имеет множество планов: и ощущение особой близости к природе, растворенности в ней, и проникновение в её внутреннюю, недоступную зрению жизнь, и массу мифопоэтических и метафорических оттенков.
Масааки Миясако, широко известный в Японии художник среднего поколения, обладатель, кажется, всех возможных национальных наград и премий, только начинает обретать популярность на Западе. И это странно: именно его искусство кажется наиболее адаптированным к тем представлениям о «японском», которые сформировались у рядового зрителя. Миясако является ведущим представителем традиционной живописи нихонга: минеральные и растительные пигменты, растертые до пудры, органический клей как связующее, washi – традиционная бумага. Краски, в отличие от фабричных «западных», не смешиваются. Добавленная вода «извлекает» из одного и того же пигмента разные цвета и тональности. Важен сам процесс высыхания: положенные в ходе него мазки вносят элемент импровизации.
Тадахико Накаяма, известнейший японский мастер, скорее, может быть причислен к современной реинкарнации живописцев «старой школы» ёга. Серия женских портретов в традиционных одеяниях (художнику позировали модели из Украины) написана маслом на холсте. Накаяма демонстрирует высокий уровень изобразительности, то есть миметический дар, особый, идущий от салонного европейского портрета конца девятнадцатого века шик в передаче реалий материального мира (тканей, обстановки и пр.).
Масатака Оябу – также художник старшего поколения. Он использует как традиционные минеральные красители, так и акрил, работает с европейской формой станковой картины и с традиционными формами бытования изображения – ширма, веер, свиток… Он склонен и к традиционной японской тематике (водопады, деревья, рыбы), и к западным жанровым схемам: бытовая сценка, архитектурный пейзаж.
Кэй Сибусава, Тэйскэ Нарита, Кадзуюки Футагава, Юдзи Сасаки принадлежат примерно к одному поколению. Всех четверых привлекает пейзаж. Все представляют современное состояние школы нихонга.
Тинами Накадзима – потомственный живописец нихонга (сын художника Киёси Накадзима), гравер, газетный и книжный иллюстратор, монументалист, декоратор спектаклей Кабуки, основатель группы МЕ (EYE), профессор Токийского Университета, Накадзима, тем не менее известен как, наверное, самый популярный в Японии живописец цветов. Он работает минеральными пигментами по бумаге, часто использует национальные формы бытования изображения - ширмы.
Мисаки Андо учился живописи самостоятельно, начал рисовать с 17 лет. В то же самое время начал изучать керамику, посещая различные центры гончарного дела в Японии. Учился в Париже, Лондоне и других европейских городах. Художник часто использует национальные формы бытования изображения – ширмы.
Ханако Куниси выглядит вполне транснациональным художником. Она прекрасно знает западный (или ориентированный на запад) молодежный типаж, одежду, жестикуляцию, умеет «схватить» сценки из этого единого спектакля молодежной жизни, разворачивающегося повсюду.
Пресс-служба ГРМ