Презентация книги А.Г.Лошадкина «Методика рисования» (1942)
В выставочном зале информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал» ГМИИ РТ состоялась презентация книги Презентации книги А.Г.Лошадкина «Методика рисования» (1942).
Андрей Гурьевич Лошадкин (1881-1942) для казанских историков искусства интересен, прежде всего, как выпускник Казанской художественной школы (1901-1905). С 1970–х годов в ГМИИ РТ хранятся пять произведений А.Г. Лошадкина: два офорта, два акварельных портрета «Портрет неизвестный» и «Портрет Фавсты Александровны Альбинской» и подготовительный к офорту рисунок карандашом. В коллекцию музея они попали при участии искусствоведа Г. А. Могильниковой. В 2004 году в музее прошла первая персональная выставка произведений А.Г.Лошадкина, представляющая творчество в разные периоды его художественной деятельности, с 1903 по 1942 годы.
Выставка дала возможность не только представить творчество Лошадкина как художника, но проявила во всем масштабе личность этого человека. После выставки коллекция музея пополнилась новыми произведениями Лошадкина и его портретом работы Надежды Ливановой (1938). Н.Ливанова была соученицей Андрея Гурьевича по КХШ. Архив музея приобрел документы и письма А.Г.Лошадкина своим детям из Свияжской колонии для политзаключенных.
В семье Лошадкина в настоящее время хранятся его рисунки и книги, написанные им в заключении на оберточной бумаге в редкие часы между принудительными работами – интереснейшие свидетельства мужества и воли к жизни этого человека, заботящегося в трудных для себя обстоятельствах об обучении детей рисованию, посадке овощей и фруктов в наших природных условиях, об использовании казанских оврагов на пользу горожан.
Одна из этих книжек, «Методика рисования», была напечатана по инициативе и на средства сына А.Г. Лошадкина, Виктора Андреевича. Большую работу по ее изданию проделали сотрудники музея, заслуженный работник культуры РТ Н.М. Аксенова и И.Н.Нейдерова. Неоценимую поддержку оказали Т. Дернова и О.И Резник.
Книга «Методика рисования» А. Г. Лошадкина – это авторское учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных школ. Книга представляет историко-культурный интерес как памятник учебно-дидактической педагогики 1930-х годов. В современных условиях эта методика не может быть руководством к действию для учителей, но она являет собой пример высокого Учительства, ответственного отношения к воспитанию подрастающего поколения, стремления старших передать детям накопленные знания и умения, необходимые для жизни.
А.Г.Лошадкин называл себя «художник-агроном». С 1908 года его жизнь была связана с сельским хозяйством, сначала в Ямбурге, когда он окончил Петербургские сельскохозяйственные курсы, а с 1918 по 1942 года - в Татарии. Но в течение всей своей жизни он рисовал сам и учил рисованию детей. Рисование спасало его от отчаяния в колонии. Творчество А.Г. Лошадкина не связано с достоинствами художественных поисков, не столь артистично, как творчество замечательных русских художников его времени, в том числе Н.И. Фешина, с которым он был знаком. Но жизнь А.Г. Лошадкина ярко демонстрирует влияние изобразительного искусства на формирование личности человека в стремлении двигаться в своем совершенствовании.
Программа презентации:
Выставка произведений А.Г. Лошадкина в конференц-зале.
Выступления:
1.Аксенова Н.М. , заслуженный работник культуры РТ.
Учебно-методическое пособие художника-педагога А.Г.Лошадкина.
2.Нейдерова И.Н., зав. отделом ГМИИ РТ
Художник-агроном А.Г.Лошадкин.
3. Карташева Е.И., зав. отделом НМ РТ
Историк, профессор Казанского императорского университета Д. А. Корсаков и А.Г.Лошадкин.
4.Середа Г.И.
Свияжские узники. Политзаключенный А.Г. Лошадкин
5. Гильмутдинова А.О., преподаватель КХУ им. Н.И. Фешина
Казанская художественная школа в начале ХХ века. Работы А.Г. Лошадкина в методическом фонде КХУ им. Н.И. Фешина
6.Чучев А.А., заслуженный учитель РСФСР, художник-педагог
Находки в методике и замечания.
8. Лошадкин В.А.
Воспоминания о моем отце.
Поездка в Тагашево, на родину А. Г. Лошадкина.