"КАЛЕВАЛА" - жемчужина северного края
11 марта 2011 года в виртуальном филиале Русского музея в городе Выборг состоялась очередная встреча в литературно-музыкальной гостиной. На этот раз темой разговора стал карело-финский эпос «Калевала» и его отголоски в парке Монрепо. Экскурсию по мифической Калевале для посетителей гостиной провели ведущий методист по научно-просветительской и экскурсионной работе парка Монрепо Артур Бадалов и сотрудник Межпоселенческой библиотеки Людмила Райкова.
Гостям филиала была продемонстрирована электронная презентация «Калевала - жемчужина северного края», подготовленная методико-библиографическим отделом Межпоселенческой библиотеки, фрагменты фильма «Сампо» режиссёра Александра Птушко. Весь вечер в мультимедийном зале виртуального филиала звучали звуки Кантеле.
Сотрудники Межпоселенческой библиотеки познакомили собравшихся с биографией Элиаса Лённрота, с историей создания эпоса «Калевала», с персонажами калевальских рун, художниками-иллюстраторами эпоса.
Калевальские мотивы есть и в Выборге. Например, жилое здание на Ленинградском проспекте, 31: если, проходя мимо, мы более пристально его рассмотрим, то непременно увидим скульптурные изображения на фасаде - они посвящены героям Калевалы. Современный бульвар Кутузова раньше назывался Куллерво, по имени одного из героев эпоса; Северная улица за памятником Ленина прежде носила название Похьёла - Северная страна из Калевалы. Отель "Сампо" в Выборге тоже не случайно носит такое название - ранее улица, на которой он расположен, называлась именно так (в Калевале Сампо - это волшебная мельница).
Отголоски скандинавского эпоса можно отыскать и в облике Светогорска - его первый архитектор создавал центральную часть города Энсо в виде крыла птицы, каждая улица в этом крыле носила имя одного из героев Калевалы.
Но, пожалуй, больше всего калевальских мотивов в парке Монрепо:
- "До того, как барон Людвиг Николаи создал парк, он написал поэму "Имение Монрепо в Финляндии", то есть, создал определенную литературную почву для этого. Поэма по своему стилю близка классицизму, тогда как "Калевала" - это, скорее, романтизм. Но в поэме Николаи обращается к национальным легендам и колориту. Кроме того, действие "Калевалы" происходит среди карельских скал, а парк Монрепо - это скальный пейзажный парк. Во времена Людвига Николаи растительности было значительно меньше, чем сейчас, в парке доминировали скалы. В письмах барон и его супруга иногда даже называли имение "Наши скалы". В парке производились грандиозные взрывные работы, скалам придавалась определенная форма. Принципиально важно было делать это незаметно для окружающих, все должны были думать, что таким парк создала природа", - рассказывает Артур Бадалов.
Но главное, что связывает Монрепо с Калевалой, это, конечно же, скульптура Вяйнемяйнена. Впервые эпический герой появился в парке в 1831 году, уже при сыне барона Пауле Николаи. Вяйнемяйнен стал первым памятником литературному персонажу на территории Финляндии. Почему же наследник решил установить в имении эту скульптуру? Дело в том, что в эти годы активно развивалось романтическое направление в искусстве, и все больше возрастал интерес к народному творчеству. К тому же, Пауль был знаком с рунами.
Первая скульптура простояла сорок лет, потом была разрушена, но спустя два года появилась вновь. Вторая скульптура продержалась дольше, но все же погибла во времена Великой Отечественной войны. Почти семьдесят лет в Монрепо не было Вяйнемяйнена.
- "Интересно, что в последней руне Калевалы, уплывая от людей на медной лодке, Вяйнемяйнен обещает вернуться. Так и случилось! 2 июня 2007 года мы торжественно открыли его скульптуру в парке", - продолжает Артур Бадалов.
Калевальские мотивы можно найти во всех видах искусства - в музыке, литературе, кино. Многие художники и иллюстраторы обращаются к древнему эпосу в своем творчестве. В библиотеке на ул. Рубежной, например, можно увидеть посвященные Калевале работы выборгских художников Владимира Паршикова и Петра Киселева.