Урок для 7-9 классов "История портрета 1"
«История русского портрета от XVII века до второй половины XIX века»
Занятие состоялось 18.02.2011.
Портрет в истории. (Человек на картине XVII века, парсуна, допетровская эпоха, петровское время, групповой или семейный портреты, парадный императорский портрет, идеалы красоты различных эпох; Антон Лосенко, Федор Рокотов, Дмитрий Левицкий, Владимир Боровиковский, Алексей Венецианов, Иван Крамской, Илья Репин, Валентин Серов).
Значимость одежды.
Значимость интерьера.
Учащимся демонстрируется подборка портретных изображений раннего периода - парсуны. Некоторые работы класс изучает в альбомах по искусству. Преподаватель рассказывает об истории возникновения жанра в русской культурной традиции, о пути от иконописи к портрету, иллюстрирует повествование подборкой картин. Особо оговаривается терминология, связанная с ранней портретной живописью.
Также важно вкратце познакомить учащихся с трудами Лихачева и Панченко, тем самым отметив некоторые историографические источники.
В России прорыв в искусстве портретного жанра, как и во многом другом, случился в петровское время (влияние зарубежных мастеров, обучение отечественных художников). У заказчиков появляется новый ориентир – в первую очередь, искусство Франции. При Петре портрет выходит на первое место по степени распространенности и качества исполнения. Одновременно с ним развивались и другие жанры – исторические и аллегорические композиции.
Особенность русского портрета XVIII века – крайняя редкость группового (в том числе, семейного) портрета, являющегося распространенным во Франции и Англии того времени.
Парадный императорский портрет (иллюстрация – портрет княгини Т. А. Трубецкой работы А. Антропова, 1761). Жанр становится востребованным, в первую очередь, придворными кругами. И только во второй половине XVIII века портрет переходит на полосу массового восприятия – создаются первые портреты крестьян (следует упомянуть, что это связано, в том числе, с влиянием движения просветительства) и купцов, деятелей культуры.
Идеал красоты второй половины восемнадцатого столетия был связан с личностью императрицы Елизаветы Петровны (триумф природного начала, жизнерадостность, праздничность). При этом часто мы сталкиваемся с «наследием» парсуны – в форме и в перспективе. Иллюстративным материалом служат работы Рокотова и Боровиковского (которые постепенно отдаляются от портрета придворного и обращаются к камерности – это выражается во вдумчивости, сдержанной внимательности образов).
Девятнадцатый век богат примерами портретной живописи. Начало столетия – эпоха романтизма, проникающего во все виды и формы творчества. Иллюстрациями могут служить работы О. Кипренского, К. Брюллова.
Реализм XIX века получает распространение в среде художников-передвижников (В. Перов, И. Крамской, И. Репин). Один из лучших портретистов – В. Серов.
Переосмысливается назначение портрета – теперь он несет типологическую нагрузку. Частыми на картинах становятся представители народа, революционной интеллигенции. При этом необходимо подчеркнуть, что художник стремится придать образу психологическую окраску, продемонстрировать не внешнюю красоту и чистоту линий, но внутреннее содержание, эмоциональное наполнение человека, как личности знакомой, так и незнакомой.
Домашнее задание: написание сочинения по выбранной на уроке картине. Обязательно наличие плана. Опора на записи в тетради.