Творческая встреча с художниками Иваном Михайловичем и Варварой Павловной Грищенко
26 мая 2011 года в информационно-образовательном центре «Русский музей: виртуальный филиал» состоялась встреча с художниками, представившими свое творчество в рамках проекта «Арт-дуэт».
Выставка «Ко Дню Победы» объединила живописные полотна и графические листы Варвары Павловны и Ивана Михайловича Грищенко – художников послевоенного поколения. День Победы – это праздник со слезами на глазах. Потому и выставка, действующая в ИОЦ в майские дни - это и лица ветеранов, героев боевых и трудовых подвигов, и цветы к их ногам, и мирные краски земли.
Варвара Павловна приехала в наш город из Воронежской области, Иван Михайлович - из Ивано-Франковской. Объединила их в прекрасную семью и творческих дуэт учеба в Крымском художественном училище им. Н.С. Самокиша (г. Симферополь). Затем Иван Михайлович оттачивал мастерство в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Художники Грищенко – постоянные участники городских, республиканских и всеукраинских художественных выставок. Хорошо знакомо их творчество и постоянным зрителям ИОЦ, живописные и графические работы художников экспонировались на тематических выставках.
Сейчас Иван Михайлович возглавляет Севастопольскую городскую организацию национального Союза художников Украины, преподает в севастопольском филиале Крымского Высшего Художественного Училища им. Н.С. Самокиша. Артистический дуэт Грищенко продолжает творить и черпать вдохновение из щедрой на образы природы.
Реализм – наше национальное достояние. Психологический реализм – его высшая точка. Все меньше художников работает столь серьезно и профессионально. Все реже встретишь требовательность к себе и выставляемым работам.
Тем большее значение имеет представленная на действующей выставке графика В.П. Грищенко.
Портрет матери («Мать», 1990, б., с.) – это не просто запечатленное дорогое лицо. Это рассказ о поколении, выигравшем войну. Роман можно написать, глядя в глаза этой женщины. О национальном характере таких, как она, писали Н. Некрасов и Л. Толстой. Это они рыли рвы для укреплений и дежурили ночью в госпиталях, выполняли по две нормы на военных заводах и поднимали детей в голодное послевоенное время.
А рядом с матерью – ее юная дочь, сама, как произведение искусства («Автопортрет», 1986, б., с.). «Строитель» (1984, б, с.) - рассказ уже о нескольких поколениях: и тех, кто восстанавливал разрушенный Севастополь после войны, и о наследниках их трудовой славы, о тех, кто трудился на строительстве Крымской АЭС. Выразительной линией и светотенью передан характер молодого парня, умеющего и работать, и отдыхать.
Академическая школа особенно ощущается в произведениях И.М. Грищенко на патриотическую тему: в продуманной композиции, в строгом до аскетизма отношении к цвету в произведениях 1990-х годов. Ничего нет случайного в скупом подборе деталей в его работе «9 мая» (1990, Х., м.).
Это портрет отца жены, инвалида войны, вспоминающего, сурово и горько, военное прошлое. Потому и скупа по колориту и строга композиционно эта картина, что так же скупы и горьки слезы памяти на глазах людей уходящего поколения. Но к этой же теме Иван Михайлович обращается и в другом ключе («Память», 1988, х., м.). Здесь и цвет, и композиция символичны: красный – кровь и огонь, белый – чистота помыслов юности, не вернувшейся с войны, черный – смерть, коричневый - пелена времени, скрывающая грязь военных дорог и превращающая воспоминание в песню-балладу, какой и кажется это произведение.
Древние греки говорили, что чем позднее проявляется харизма, тем значительней человек. Можно всю жизнь работать, используя один прием. А можно всегда искать – цвет, свет, колорит, композицию. Стремление к поиску – свидетельство молодости души. Иван Михайлович и на своей юбилейной персональной выставке этого года в Художественном музее им. М.П. Крошицкого, и у нас представил по-новому выполненные работы. Яркие, декоративные пейзажи, - умение художника по-новому увидеть хорошо знакомые места – Балаклаву («Вечер в Балаклаве», 2008, х., м.), Южную бухту («Миндаль в Южной бухте», 2009, х., м.).
Для художника Грищенко пейзажи не просто изображение конкретного места, это страницы памяти. Время – главный герой ностальгических работ «Сентябрь» (2007, х., м.) и «Лето» (2002, х., м.). Тревожные тополя созвучны теме выставки: это дань памяти военному поколению.
Коллеги, друзья, студенты Севастопольского филиала Крымского Высшего Художественного Училища им. Н.С. Самокиша, любители искусства поздравили замечательный дуэт с очередной выставкой, с юбилейным для супругов годом, поделились воспоминаниями о значимых для севастопольской творческой жизни событиях. В продолжение встречи состоялся просмотр фильма из цикла «Гипербореи», рассказывающего о художниках Варваре Павловне и Иване Михайловиче Грищенко.