Персональная выставка художника Андрея Иванчо
«Карпатские и крымские мотивы Андрея Иванчо» - под таким названием 26 октября 2011 года в информационно-образовательном центре «Русский музей: виртуальный филиал» СФ СГСЭУ открылась персональная выставка закарпатского художника.
Впервые Андрей участвовал в выставках информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал» летом, в экспозиции «Крымские мотивы». Его работы «Херсонес», представленной и на этой выставке, и «Бахчисарай» (обе - 2010; картон, акрил)), настолько понравились зрителям и привлекли внимание специалистов, что решено было представить творчество художника полнее. Тем более что возможность увидеть подлинные работы живописца Западной Украины в Севастополе предоставляется не часто.
Родился Андрей Ианчо в 1972 году в одном из красивейших мест Украины – городе Мукачево Закарпатской области. Первым учителем был дед – художник Тиберий Йордан. Он научил внука главному – понимать красоту природы. В 1995 году Андрей окончил Прикарпатский университет, художественно-графический факультет. Работает как живописец. С 2003 года входит в состав Национального Союза художников Украины. В 2009 года получает звание Заслуженный художник Украины. Андрей участник многочисленных всеукраинских и международных выставок, пленэров, в частности, пленэров в Батилимане.
На открывшейся выставке представлено 17 живописных работ, выполненных в смешанной технике или акрилом. В этих работах и воспоминания детства, и впечатления от путешествий, и философия мироощущения.
Андрей Иванчо осознал себя художником рано – в Закарпатье и невозможно по-иному: там любое ремесло – искусство. Каждый, если не режет по дереву, то лепит горшки, если не вяжет или прядет из шерсти, – ткет полотно или вышивает. Чувство цвета, формы и ритма здесь – врожденное. Детское удивление и радость от этой роскоши красок, линий, фактуры – в «Бабусиной скрине» (2011; холст, смешанная техника).
Но нужно было суметь увидеть красоту в обыденном – в пасмурном дворике («Утро» – 2009; оргалит, смешанная техника; «Дворик» – 2010; оргалит, акрил), в посеревших бревнах «Старой хаты» (2011; оргалит, смешанная техника), в соломенных оберегах («Обереги I», «Оборег II» – обе 2011; холст, смешанная техника). Почувствовать, принять и понять это помогает любовь, срастание с родной землей. Тогда одеяния стариков полыхнут библейским пророчеством («Пастыри» – 2009; оргалит, смешанная техника), утро порадует свежестью сохнущего белья («Утро»), зима окутает кружевным маревом («Зимнее кружево» – 2011; холст, смешанная техника).
Карпаты поставили глаз и воспитали душу. Это их синяя дымка в «Херсонесе» (2010; оргалит, акрил), прозрачность и блеск чистой горной речки – в «Утре» и «Зимнем кружеве». Шум карпатских лесов и пение трембиты подчеркивает тишину «Гуцульской прелюдии» (2011; холст, акрил), полыхание солнца из-за гор огненно преображает пространство в «Карпатском мотиве» (2011; холст, смешанная техника).
Сама техника работы художника, фактурность красочного слоя – от богатства художественной памяти, абстрактность – от орнамента и форм народного искусства, чувство цвета, всех его богатейших оттенков – от сумрака лесных троп. Иванчо часто работает в границах одного или близких цветов. Но при этом показывает цвет во всей его глубине, во всем богатстве. Серый, коричневый, синий у него столь красивы и столь богаты в своих переходах и сочетаниях, что кажутся теплыми среди пятен холодного красного и желтого («Дворик», «Старая хата», «Зимнее кружево», «Гуцульская прелюдия»).
В работах Андрея удивительная динамика – и внешняя (качается белье на веревке – «Утро», «Дворик»), и внутренняя (словно в хороводе кружатся хаты и дворы гуцульской улицы в «Гуцульской прелюдии»), удивительно подвижны свет и воздух («Херсонес», «Белый город» – обе 2011; холст, смешанная техника).
Украинскими и венгерскими сказками и легендами, их поэзией и тайной овеяны работы Андрея Иванчо. Он и знакомый херсонесский мотив преображает в загадочный ребус – хрупкий, успеть бы разгадать.
В отношении к миру, в творчестве автор руководствуется словами: «Мы не унаследовали землю от родителей, мы взяли ее взаймы у детей». Слова художника, в полной мере сознающего ответственность за свой труд. Может, этим и объясняется особая притягательность его творчества, способность быть интересным для столь разных зрителей, а не просто «нравиться публике». И поздравить автора с открытием «персоналки» пришли многие и многие коллеги-художники, музейные работники, любители искусства.