Первая выставка из фондов ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал»
Первая фондовая выставка открылась 8 декабря 2011 года в зале Информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал» Севастопольского филиала Саратовского государственного социально-экономического университета.
Коллекция формировалась около трех лет. За это время в фонд вошли работы живописцев и графиков Севастополя, Крыма (Симферополь, Ялта, Алушта), Киева, Западной Украины (Мукачево), каждый из которых обладает неповторимым видением окружающего мира, индивидуальной творческой манерой и осмыслением художественных процессов. Такое разнообразие тем и технических приемов, при определенной неординарности художественных решений, сложно объединить в рамках одной экспозиции, однако для зрителей подобное собрание представляет особенный интерес. Выставку ждали – об этом свидетельствует и большое число гостей открытия, и отзывы первых экскурсантов.
В экспозицию вошли двадцать четыре работы участников тематических, персональных, дуэтных выставок. Их авторы - заслуженные художники Украины Я.М. Мыськив, Е.В. Смирнов и А. Иванчо, заслуженный художник Автономной республики Крым А.П. Шадрин, мастер акварели В.В. Проценко, лауреат премии Автономной республики Крым И.Н. Шипилин, романтик света А.В. Ольхов, классики абстракционизма В.А. Бойченко и Э.П. Кулиш, художник и педагог И.М. Грищенко, выдумщик В.И. Болотный, глава художественной династии Н.А. Чеботару, пленэрист и романтик А.Н. Шевчук, «гражданин Гринландии» В.В. Адеев, молодые, активно участвующие в выставочной деятельности Владимир Новиков и Елена Вильчукова, Ольга Корчагина и Галина Попинова, Артур Самофалов и Андрей Чеботару.
Живописные и графические произведения отражают мир в разных жанрах и техниках. Акварель, например, дает возможность увидеть все ее грани: a la prima (светящаяся «Дорога в Седневе», 1999. В.В. Проценко), лессировка («Инкерман», 2011. А. Самофалова) и акварель «по сырому» или так называемая «мокрая» («Аполлоновка», 1997 год. И.Н. Шипилин).
В экспозиции преобладают пейзажи: природа на них то грустно-нежная («Весенний пейзаж» Е.В. Смирнова. 1993), то ярко-звонкая («Весенняя лужа. С. Клочково» А.В. Ольхова), зовущая в путь («Дорога к храму», 1993. Н.А. Чеботару), торжественная в «Ранней оттепели» (2008) Андрея Чеботару, погружающая в мечту и уют («Цветущая тропинка» Г. Попиновой. 2011); или приводящая в город – сказочный, андерсеновский («Красные крыши» О. Корчагиной, 2007).
Севастополь предстает и праздничным, нарядным («Дворец детства» Е. Вильчуковой, 2008), и лиричным (акварели И.Н. Шипилина, В. Новикова, А. Самофалова), «Утро» В.В. Адеева, 2009. Загадочен город в сложнейшей по технике работе (офорт, акватинта) «Грезы Херсонеса» Я.М. Мыськива (1981) - мастер умножает здесь время на пространство. А.П. Шадрин объединяет море и город в «Балаклавской бухте» (2007). Тревожным, романтичным предстает море в пейзаже «Штормит» А.Н. Шевчук (2010).
Из двух экспонирующихся натюрмортов, один пронизан светом и воздухом («Натюрморт с цветущими ветками» И.М.Грищенко, 2009), другой – философским размышлением («Состояние неустойчивого равновесия», 1990).
Неоднозначна и единственная анималистическая картина экспозиции – «Мелодия рассвета» А.П. Марьяхина(2010). Кто на ней? Друг и помощник человека или Пегас, уносящий в страну Творчества?
Графика Владимира Новикова также приглашает подумать: над быстротечностью бытия («Спешащий жить» - 2008), над радостью и светом каждого мгновения («Летний вечер», 2011).
Среди реалистических работ, характерных для отечественной живописной школы, встречаются и нефигуративные вещи. Что может быть ближе музыке, чем абстракция? Такова цветовая и ритмическая импровизация Э.П. Кулиша «Allegro» (2011). Холст В.А. Бойченко «Без названия» (2011) делает нас соавторами его творчества: каждый видит в этой работе что-то свое. Не именует свою живописную импровизацию и Е. Вильчукова («Без названия», 2011): вместе с так любимыми ею чайками мы парим в немыслимых синеве и бирюзе поднебесья, только белые всполохи парусов нарушают его торжественную тишину. В нежных и немного грустных тонах видит вечер О. Корчагина («Вечернее», 2011).
Живут и творят рядом с нами художниками. Время, упорный труд, глубокое, вдумчивое изучение натуры, и, конечно, неравнодушный, «талантливый» зритель вписывают имена мастеров в ряды классики. Открытие первой фондовой выставки, ставшее своеобразным творческим отчетом художников, экспозиционеров и организаторов, подарило новую встречу с уже полюбившимися произведениями, собрало в уютном зале добрых друзей и единомышленников.
Выставка продлится до 27 декабря 2011 года.