Выставка «Домик. Море. Кипарис»
27 декабря 2011 года, в преддверии новогодних праздников, в информационно-образовательном центре «Русский музей: виртуальный филиал» открылась дуэтная выставка с самым, казалось бы, не новогодним названием - «Домик. Море. Кипарис». Но художник на то и художник, чтобы преображать повседневную реальность, парить над временем, отражать особую, исключительную неповторимость каждого дня, каждого мгновения, из которых и складывается объемное понятие – год.
Художники Анатолий Ярышкин и Игорь Шипилин – каждый, как самобытный, самостоятельный автор, и оба вместе, объединившись в арт-дуэт, справляются с этой нелегкой задачей превосходно. Может оттого и звучат их работы гармонично, что их авторов роднит любовь к Севастополю, к самой поэтичной его части – Аполлоновке (И. Шипилин, А. Ярышкин. «Пейзаж с красной лодкой» – 2011, картон, масло), к морю и творчеству.
Им близки гриновские уголки (А. Ярышкин, И. Шипилин. «Окраина Зурбагана». 2000, картон, масло); старые домики (А. Ярышкин. «Домик у моря», 2011, ДВП, акрил; И. Шипилин. «Пейзаж с домиками», 2008, рисовая бумага, китайская тушь); узкие улочки (И. Шипилин. «Окраина южного городка», 2011, картон, акрил; А. Ярышкин. «Улочка», 2011, эмаль); лодки, качающиеся на волнах, как колыбели (И. Шипилин. «Окраина южного городка», 2011, картон, акрил; И. Шипилин, А. Ярышкин. «Лето», 2009, картон, масло).
Они поэтизируют времена года: дарит надежду весна (И. Шипилин. «Домик в Херсонесе. Весна», 2008, картон, масло; А. Ярышкин. «Весна», 2011, эмаль), тревожит осень (И. Шипилин. «Крым. Октябрь», 1995, картон, масло; «Батилиман. Ненастье», 2011, холст, масло).
Летнее тепло особенно ощущается, как ни странно, в ночных работах: в «Лунной ночи» (2011, эмаль) и «сумеречных» работах разных лет А. Ярышкина.
О зиме и приходе Нового года напоминают лишь некоторые эмали А. Ярышкина. Как добрый волшебник, он осыпает нас хлопьями пушистого снега в «Зимней сказке» (2011, эмаль). Свет в них в этих работах соединяется с предощущением Рождества.
Есть, конечно, и то, в чем эти художники, каждый по-своему, неординарны – это и особые методы, приемы работы, обусловленные различием техник.
Если Игорь Шипилин начинал как акварелист, то оттенки и полуоттенки, которые он так чутко чувствует, остались жить и в его масляной палитре. Анатолий Ярышкин, напротив, погружается в цвет, как это делают только на Востоке. Сама техника – сложный обжиг и надглазурная роспись – предопределили такой колорит. Даже высветленные, голубые и зеленые оттенки у него глубоки, как морское дно.
Тем не менее, своеобразное «прочтение» образа, его бытования в пространстве реальности, в пространстве художественного произведения и в третьем, не менее значимом пространстве, - в пространстве экспозиции, лишь добавляют выразительности общей атмосфере, созданной мастерами.
Дуэт И. Шипилина и А. Ярышкина – два не просто состоявшихся, но два успешных художника. Их знают во многих городах и странах. При этом они сумели сохранить детское удивление и восторг от красоты и изменчивости мира, воплотившиеся в их радостном творчестве, которым они щедро делятся со зрителем. Поэтому, наверное, так легко на этой выставке представляется и сказочное волшебство: снегом здесь может стать море, праздничной елкой – крымский кипарис, и на нем, как яркие игрушки – радостные воспоминания…. А домик… что ж, пусть домик с согревающим светом в окошке будет надеждой, которая всегда впереди.
Вот такая она – «самая новогодняя неновогодняя» выставка. Здесь у картин загадывались желания, в мультимедийном кинотеатре Информационно-образовательного центра дарились подарки. Шуточные, веселые - авторам, памятные – гостям. На большом экране был представлен электронный альбом выставки «Домик. Море. Кипарис», а живое общение с авторами, песни в исполнении художника И. Шипилина украсили встречу, согрели зимний крымский вечер теплом вдохновения и творчества.