Проблемно-тематические курсы для педагогов творческих дисциплин
В Информационно-образовательном центре «Русский музей: виртуальный филиал» Севастопольского филиала Саратовского государственного социально-экономического университета прошел круглый стол с участием группы слушателей проблемно-тематических курсов «Социальная компетенция педагога изобразительного искусства в сфере внешкольного образования и в экспозиционной среде».
Группа руководителей кружков художественно-эстетического направления Коммунального учреждения «Объединение детских и юношеских клубов» участвует в образовательных и конкурсных программах ИОЦ с 2010 года. Сотрудничество по развитию музейной педагогики позволило объединить в общем творческом, педагогическом и воспитательном процессе практически все изостудии города. Эта работа позволила сделать музейную среду более привлекательной для детей и юношества, усилила творческую активность самих педагогов, оказывает позитивное влияние на общую творческую атмосферу города.
Проблемно-тематические курсы были ориентированы на преподавателей творческих дисциплин, в частности, изобразительного искусства, в условиях социокультурных изменений содержания внешкольного дополнительного образования и музейной среды, и основаны на современных принципах непрерывного образования и компетентностном подходе.
Программа направлена на развитие у преподавателя изобразительного искусства стремления к творческой самореализации, развитию интереса к теории, основам языка изобразительного искусства и методике работы с разновозрастными группами учащихся, самоорганизации в сфере творческой и педагогической практики, глубокому пониманию проблем современного этапа в образовательном и воспитательном процессах, роли музейной педагогики в социализации личности.
В работе курсов учитывались, в первую очередь, интересы педагогов-практиков.
Доминантами курса выделены социальная компетентность как целевой ориентир в культурно-компетентностной модели непрерывного образования, направления интеграции «социального» и «индивидуального» аспектов в развитии личности, социальная компетентность как результат саморазвития личности педагога, высокий уровень умения, высшая степень проявления способностей осуществлять метапредметные, межпредметные, предметные компетенции.
Большое внимание было уделено вопросам личностных мотиваций преподавателя изобразительного искусства, мотивации взаимодействия «педагог-ученик-мир» в условиях неустойчивой или сниженной потребности современного общества в осмыслении ценности художественного творчества, и, как следствие, художественного и эстетического образования. Ведь одной из наиболее острых проблем стал «ощутимый разрыв» между практической необходимостью знакомства с историей и теорией изобразительного искусства, с тенденциями развития видов, техник, жанров, с закономерностями возникновения новейших течений – с одной стороны, и разрушением традиции «потребности в прекрасном», традиции высокой востребованности художественных произведений и высокого общественного статуса искусства и культуры – с другой. И, если творческая самореализация ребенка рассматривается обществом в положительном и даже приоритетном ракурсе, то роль постоянного развития мастерства взрослого, например, педагога-художника, сводится едва ли не к «хобби», к «чудачеству», в то время как личностная мотивация творчества педагога оказывает непосредственное влияние на отношение к творчеству ученика, на его успех, в том числе, и социальный.
Наряду с темой мотивации, были рассмотрены и такие темы как методики самоорганизации творческой личности, управления временем и планирование в творческой деятельности, методики ознакомления разных возрастных групп с основами теории изобразительного искусства при вариативности форм занятий, методики стимулирования и развития творческих способностей преподавателя и ученика (видение, потребность, идея, этапы реализации и т.д.), социальная роль экспозиционной, музейной среды, социальное значение развития музея «нового типа», актуализация современных информационно-коммуникационных технологий в данном контексте.
Проблемно-тематические курсы выявили высокий потенциал подобных целевых квалификационных проектов для педагогов творческих дисциплин. На встрече были намечены перспективы сотрудничества педагогической группы и ИОЦ.