Выставка «Ярослав Мыськив и его ученики»
Открытие первой выставки нового проекта «Учитель и ученики» в Информационно-образовательном центре «Русский музей: виртуальный филиал» Севастопольского государственного социально-экономического университета состоялось 17 февраля 2012 года.
Проект призван представить в едином экспозиционном пространстве творчество художников-педагогов и их учеников, раскрыть значимость преемственности, дать толчок к осмыслению «проблем роста» в художественном творчестве, проблем «порога свободы», актуализации целесообразности, цельности и ценности пути творческой личности, а также обозначить вневременную линию «художественное образование – художественный эксперимент – художественное мастерство». Проект не ограничивается исключительно образовательными задачами музейной педагогики – зрителю предоставляется широкий простор: кому-то просто интересно заглянуть на выставку, чтобы скоротать время или увидеть что-то для себя новое; кто-то любит походить по выставке в одиночку или в компании друзей, порадовать себя размышлениями или доброй беседой; другие приходят за вдохновеньем, с желанием отрешиться от рутинной обыденности.
Проект открывается выставкой «Ярослав Мыськив и его ученики».
В экспозицию вошли 38 работ, в числе которых 33 гравюры в техниках линогравюра, монотипия, «сухая игла», смешанная техника, 5 рисунков тушью и пером, пастелью, углем. Наблюдается и значительное жанровое разнообразие: авторы проходят путь от восхищения реалистическими пейзажами, внимательного, вдумчивого и деликатного взгляда на красоту человека (в портретах), на уникальность его роли в мире (бытовой жанр), к попыткам постигнуть «высшую красоту» (в работах с религиозно-историческими сюжетами). Отметим также стилевую насыщенность экспозиции. Здесь великолепие «классического» начала соседствует с элементами пуантиллизма и следует далее, за ускользающей, фантазийной, «иной» красотой иллюзорного мира, где царствует «мечтательный сюрреализм», в совершенно беспредметный мир абстракции.
Ярослав Михайлович – мастер-график, заслуженный художник Украины, заслуженный художник АРК, член Городской организации Национального союза художников Украины, заведующий кафедрой дизайна Севастопольского факультета Львовской национальной академии искусств – один из самых интересных художников, работающих в Севастополе. Ярослав Михайлович – участник многих выставок, в том числе и в ИОЦ. Его работы, выполненные в сложных и редких графических техниках, отличающиеся глубоким пониманием натуры, явлений, тонкой философией и всегда изысканной эстетизацией образа, неизменно привлекают к себе внимание.
Постоянные зрители Центра помнят персональную выставок работ Ярослава Михайловича, видели его работы в ряду выставок тематических. Теперь же открывается та грань его творчества, которая характеризует мастера, в первую очередь, как экспериментатора. Художник, владеющий в полной мере секретами графического искусства, с легкостью импровизирует. Традиции западно-европейской гравюры, превосходное владение академическим рисунком автор соединяет с новаторскими методами, зачастую весьма смелыми, авангардными, однако же, никогда не бьющими лишь на внешний эпатаж, лишь на элементарное раздражение нервных окончаний публики.
Особенностью открывшейся экспозиции стала также и возможность проследить стадии развития авторского замысла в границах одной темы. Так, стоит отметить севастопольскую тему в листе, выполненном в технике тушь и перо («Приморский бульвар», 2010), и ее невероятное колористическое и фактурное преображение уже в холсте, выполненном в смешанной технике («Приморский бульвар», 2012).
Результатом многолетних поисков стали и три работы, которые специалисты выделяют как «грань между графикой и живописью». Давно задуманные монотипии автор преобразует компьютерной обработкой и завершает акрилом («Богородица», «Ангел I», «Ангел II» - 2012).
Непрестанное развитие на основе лучшего – таков один из основополагающих принципов творчества мастера и его педагогической деятельности.
Он - педагог, который не только обучает навыкам, приемам художественного ремесла, но и, как мудрый и опытный наставник, помогает сделать первые шаги в такой непростой профессии, осознать ответственность творчества, побороть естественные сомнения и страх «выхода к зрителю», обрести необходимый баланс между собой и миром.
Вовремя разглядеть в ученике искру, дать ей зажечься в полную яркость звезды - особый дар учителя. Увлечь своим творчеством, каждодневным поиском и кропотливым, вдумчивым трудом, способность видеть и воплощать красоту – истинный дар художника. Оба эти дара соединились в сердце Ярослава Михайловича.
Работы 11 студентов и выпускников факультета Львовской национальной академии искусств в г. Севастополе, вошедшие в общий экспозиционный ряд, прекрасное тому подтверждение. Четверо из них – Ольга Васильцова, Нина Виберг, Юлия Рысина и Елена Щербань, будучи совсем юными студентками, уже выставлялись в этом зале в 2009 году на молодежной выставке в проекте Владимира Новикова «Переход на знойное время».
Нина Виберг осталась верна линогравюре. Цветной лист «Любимый город мой. Севастополь» (2010) – зрелая работа, творческая удача автора. Елена Щербань за эти годы стала настоящим мастером техники сухой иглы. В «индейской» («Песнь души индейца», 2012) и «морской» теме («Доля моряка», 2012) она словно дышит серым цветом, всеми волшебными его оттенками. Он у нее и теплый, и холодный, и зеленоватый, и голубой. В изящном «Натюрморте» (2011) к сухой игле Лена добавила акварель, и работа приобрела теплоту и тонкость. Линогравюра, самая распространенная техника на выставке, также удается юной художнице. «Блошиный рынок» (2011) интересен не только технически, но и по содержанию, по-хорошему литературен, не зря свой диплом Лена посвятила детской книге.
Уже не назовешь начинающим автором и Ольгу Васильцову, столь серьезны и мастерски выполнены ее монотипии. Она мыслит и абстрактно («Индейские мотивы», 2011), и фигуративно («Лето», 2010), тонко чувствует цвет и его оттенки, умеет соединить и без того сложные по содержанию и технике работы в единую серию (триптих «Закат», 2011).
Цветом и формой удачно пользуется и Юлия Рысина. Яркость и выразительность деталей плаката «Думай, створюй, фантазуй" (2011) не мешает его цельности. Такое чувство композиции – черта уже по-настоящему взрослого мастера.
Достойно смотрятся и «новички». Тонко вводит цвет в свою работу «Ожидание» (2012; пастель, бумага) Любовь Кузьмина, придавая ей выразительность и даже психологичность. Еще один мастер серого – самого сложного и самого благодарного из цветов – Тимофей Галиченко. Этот цвет у него, в зависимости от задачи листа, - и фон, и силуэт. Цикл его линогравюр «По жизни» (2012) - это уже раздумья о человеке в мире, о смысле жизни, переданные композиционно («Блуждающие по жизни», «Восходящие по жизни»). Игра линии и пятна, формы и ее трансформации, черного и белого в интереснейших линогравюрах Евгения Костинского (триптих «Мушля», 2012, линогравюра) и Марины Кравченко («Жалюзи», 2012, линогравюра). Монотипия Аллы Томашик (одной из первых выпускниц Я.М. Мыськива, теперь – преподавателя факультета ЛНАИ в Севастополе) «Портрет» (2012) - взгляд на человеческое лицо как на произведение графического искусства из линий и штрихов. Тревожны противопоставлением черного и белого и автопортреты Виктории Атановой, Елены Буяновой и Евгения Костинского, выполненные в технике линогравюры (все – 2012 год).
Еще до официального открытия выставку посетили преподаватели и студенты Севастопольского филиала Саратовского государственного социально-экономического университета, факультета Львовской Национальной академии искусств в г. Севастополе. Выставочный проект стал своеобразным «творческим мостом», связавшим два севастопольских ВУЗа.
Поздравили авторов и организаторов выставки и стартовавшего выставочного проекта заместитель директора СФ СГСЭУ по учебной и научной работе Н.Г. Богатко, декан факультета ЛНАИ в г. Севастополе, доктор экономических наук, профессор С.В. Тумакова, директор Севастопольской художественной школы А.Н. Бурцев, коллеги-художники, преподаватели школ и изостудий города, родители, друзья.
Напутствие старших мастеров, для кого-то первые на творческом пути аплодисменты, цветы, вспышки фотокамер и естественное волнение - как встретит зритель? – все нужно испытать художнику. Но крепкие знания своего ремесла, искренняя любовь к творчеству, стремления и мечты всякий раз будут из выставочных залов возвращать к мольберту, к карандашам и краскам, к труду, чтобы не заросла сорной травой «великая и прекрасная дорога искусства».
Напомним, что выставочный проект «Учитель и ученики» сопровождает субботний лекторий, посвященный известным и безымянным русским художникам и педагогам. Ждем постоянных и новых зрителей и слушателей.
Фотографии предоставлены информационным сайтом sevas.ru. Автор фотографий Анна Корнилова.