Самохвалов. Книжная графика
Книжная графика А.Н.Самохвалова представлена в собраниях региональных художественных музеев отдельными литографиями, эскизами и подготовительными рисунками ряда иллюстративных циклов 1920-х – 1950-х годов.
Искусство иллюстрирования – интереснейший раздел творческой деятельности А.Н.Самохвалова, в котором переплелись, рождая особое слияние, роли рисовальщика и мастера-литографа. В лучших своих работах он стал автором или интерпретатором текстов иллюстрируемых книг. В процессе рисования литографскими карандашом или тушью на камне Самохвалову-литографу удавалось сохранить в оттисках печатной формы буквальное соответствие подготовительным листам, полностью передав в иллюстрациях фактуру штрихов и линий рисунков-оригиналов.
Особое место в книжной графике А.Н.Самохвалова середины 1920-х годов принадлежит его работе над созданием иллюстраций для собственных книг. Одной из первых подобных серий рисунков мастера явились иллюстрации к книге его рассказов «Три случая под водой» (1927, ТОКГ). Черно-белые композиции листов цикла, интерпретируя текст сочинения их автора, дополнили его с помощью выразительного и образного языка объемно-тоновых решений в акварели и в мастерских тушевых рисунках, созданных тончайшими линиями пера. Благодаря особой родственности литературного текста, рисунка и литографии, в литографированной книге смогло возникнуть органичное авторское триединство художника.
Эскиз обложки к книге А.Н.Самохвалова «Ходя» отличает характерный для его манеры 1920-х годов прием конструктивистской обобщенности форм. Он представляет собой один из вариантов композиции обложки издания. К 1929 году относится цикл иллюстраций А. Н.Самохвалова к повести В.П.Матвеева «Золотой поезд» (ТОКГ). В эскизах иллюстраций, следуя характеру текста, художник обратился к особому, новому для себя приему рисунка. Острые, частые, словно спрессованные штрихи черного карандаша и тонкого пера, местами сливаясь, буквально вылепили изображения будущих иллюстраций, рельефнейшим образом выделив место действия и фигуры их персонажей.
Серия иллюстраций А.Н.Самохвалова к «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина (1931-1933, ТОКГ) была признана лучшим достижением мастера в искусстве книжной графики. Авторские литографии Самохвалова к «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина экспонировались на Международной выставке в Париже в 1937 году и получили высшую оценку – Гран-при. Впервые в истории иллюстрирования этого произведения А.Н.Самохвалов сумел ощутить и выразить безмерные глубину и сатирическую остроту авторского замысла, став истинным интерпретатором гениального текста. Именно ему удалось создать целые галереи типов обывателей и градоначальников мира города Глупова, составивших изобразительную физиологию цикла иллюстраций. В этой книге, воспринимаемой как единый художественный организм, они являют собой воплощенное омерзительное уродство масок-образов изображений ее заставок, рисунков внутри текста, концовок и вкладных страниц иллюстраций. Все иллюстрации цикла выполнены в технике монохромной литографии на контрастах черных и белых тонов. Большинство из них предстает мизансценами спектакля с порой сложными поворотами фигур, представленных фронтально, на переднем плане. Образы, передавшие реальную духовную атмосферу провинциального города, в изображениях иллюстраций переплетены с фантастическим гротеском. Набросок иллюстрации к главе «Голодный город», 1930-е (ТОКГ), сделанный А.Н.Самохваловым в процессе создания одноименной автолитографии, способен представить сам ход работы автора-литографа над циклом, когда рисунок композиции рождался прямо на литографском камне или на листе бумаги с помощью не графитного, а литографского карандаша.
Вскоре, в 1935 году, продолжая жить идеями широких сатирических обобщений, А.Н.Самохвалов обратился к иллюстрированию «Горя от ума» А.С.Грибоедова (ТОКГ). В легкой, изящной и выразительной графической манере он создал литографированные изображения полостных иллюстраций и небольших рисунков-ремарок, вводящих в круг многочисленных образов персонажей комедии. Иллюстрации к авантюрному историческому роману А.П.Чапыгина «Гулящие люди», вышедшему в 1938 году (ЧГХМ), по манере и технике исполнения оказались во многом близки «Салтыковской серии», ставшей этапным произведением А.Н.Самохвалова.
Одной из интереснейших работ мастера в книжной графике, отличающейся особой ироничной интонацией, явились иллюстрации к «Лже-Нерону» Л.Фейхтвангера, созданные в 1937 году (ТОКГ). Увлечение художника античной живописью определило композиционный строй и саму манеру стилизации изображений фигур, как в иллюстрациях, так и в их карандашных эскизах. Большинство из них фиксирует этап, предшествовавший переводу рисунков, выполненных графитным карандашом, в технику акварельной киновари, в которой и был выполнен цикл.
В экспозиции виртуальной выставки представлена часть серии рисунков к «Избранным произведениям» А.Н.Радищева» 1949 года. Сделанные пером и тушью в характере станковых работ, они, мастерски имитируя, воссоздают фактуру и манеру офорта и перовой литографии.
С 1940-х годов в книжных иллюстрациях, как и в живописи А.Н.Самохвалова, усиливаются черты повествовательности и детальной описательности. Их композиции во многом приобретают реалистический характер станковой графики того времени. Эти черты присущи и «Пушкиниане» позднего периода творчества мастера. Большая серия иллюстраций к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» была выполнена в 1950-х годах (ТОКГ), став последней работой художника в книжной графике. Семь графических листов этого цикла послужили подготовительными рисунками для акварелей, ставших частью иллюстраций романа «Евгений Онегин» в издании 1963 года Ленинградского отделения Гослитиздата. Рисунки, представленные на виртуальной выставке – это фрагменты разработок самостоятельного графического цикла, связанного единством замысла. Они призваны, передавая эмоциональный строй, создать тонкое и точное ощущение ткани литературного текста. Иллюстрации, как и эскизы, выполнены в акварели, свободно и живописно моделирующей изображения жанровых композиций и пейзажей мастера. В беглых карандашных набросках выстроена нить будущих портретов персонажей и сцен действия романа. Многое в своих акварелях А.Н.Самохвалов поверял пейзажу, полагая, что сокровенное в «пушкинском» можно выразить в поэтическом очаровании самих «пушкинских мест». Художник наделил воплощение мира образных фантазий ассоциациями своих театральных решений, до конца оставшись в книжной графике великолепным и многогранным интерпретатором