Самохвалов. Скульптура
Скульптура малых форм, представленная в наследии А.Н.Самохвалова, не так хорошо известна и изучена как живопись и графика художника. Способность же мыслить в материале скульптуры связана с мастерским владением А.Н.Самохваловым самой пластической формой. Именно это лежит в основе всех его лучших произведений.
В начале 1920-х годов совместно со скульптором В.А.Синайским, А.Н.Самохвалов работал в мастерской А.Т.Матвеева, суть метода пластической школы которого состояла в соединении классических основ ясного построения гармоничной уравновешенной композиции с непосредственным изучением натуры. Эти особенности, безусловно, отличают и скульптуру А.Н.Самохвалова, имеющую некоторое сходство с произведениями французского скульптора А.Майоля в подходе к изображению в пластике обнаженной женской натуры, ставшей главной темой их творчества.
Мягкая и живая эскизность исполнения присуща своеобразным скульптурным этюдам А.Н.Самохвалова, экспонируемым на виртуальной выставке («Девушка с поднятыми руками», 1940-1950; «Сидящая», 1960; «Татьяна», 1960; «Портрет М.А.Клещар-Самохваловой», 1960; «На пляже», 1960-е (все из собрания Тверской областной картинной галереи). В них в полной мере отразились поиски самого пластического воплощения зарождения и перетекания движения. Многие из них предназначены для кругового обзора. Благодаря этому небольшие по своим размерам скульптурные опусы мастера, по-настоящему монументальны («Сидящая», 1960; «На пляже», 1960-е). Бронзовые отливки А.Н.Самохвалова отличают ясная моделировка формы и ее четкий контур, выраженный свободным движением пластической массы («Татьяна», 1960; Портрет М.А.Клещар-Самохваловой, 1960).