Биография В.А.Серова
Серов Валентин Александрович (1865–1911)
Живописец, график; педагог.
Академик Императорской Академии художеств (с 1898).
Родился 7 (19) января 1865 года в Петербурге в семье композитора и музыкального критика А.Н.Серова. Учился у И.Е.Репина в Париже (1874–1875) и в Москве (1878–1879), в Академии художеств у П.П.Чистякова (1880–1885, не окончил).
Участник Абрамцевского художественного кружка (1870-х), член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1894), «Мира искусства» (1900, член-учредитель – 1910), Союза русских художников (с 1903). Участник выставок с 1889.
Изучал искусство в музеях Голландии, Бельгии, Германии, Франции, Греции, Италии, Испании (1885, 1887, 1889). Работал над плафоном «Феб лучезарный» для дома Селезневых в Тульской губернии (1887). Создал картины «Девочка с персиками» (1887) и «Девушка, освещенная солнцем» (1888). «Все, чего я добивался, — говорит Серов о своих работах этих лет, — это — свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах». Исполнил портреты А.Н.Серова (1889), А.Мазини (1890), Ф.Таманьо (1891), К.А.Коровина (1891), И.Е.Репина (1891), И.И.Левитана (1893), Н.С.Лескова (1894), М.К.Олив и В.В.Мусиной-Пушкиной (оба – 1895), великого князя Павла Александровича (1897).
Вместе с Коровиным создал панно «Хождение Христа по водам» для приходской церкви Косьмы и Дамиана в Костроме (1890). Летом 1893 посетил Крым. Начинает работу над картиной «Ифигения в Тавриде». В 1894 совершил поездку на север с Коровиным.
Пейзажи насыщены элементами бытового жанра: таковы картины «Октябрь. Домотканово» (1895), «Зимой» (1898), «В деревне. Баба с лошадью» (1898), «Стригуны на водопое» (1904), «Купание лошади» (1905).
С 1886 работал для театров Москвы и Петербурга. Участвовал в оформлении оперы Н.А.Римского-Корсакова «Садко» на сцене Русской частной оперы С.И.Мамонтова (1897). Создал декорации для постановки оперы своего отца А.Н.Серова «Юдифь» (1907) в Мариинском театре, к балету «Шехеразада» (1911) на музыку Н.Римского-Корсакова для «Русских сезонов» в Париже, а также эскиз афиши-плаката «Анна Павлова в балете "Сильфиды"» (1909).
Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897–1909). Член Совета Московской городской художественной галереи Третьяковых (1899–1911).
С 1895 работал над серией иллюстраций (более 150 листов) к басням И.А.Крылова. С 1900 – над иллюстрациями к книге Н.И.Кутепова «Царская и императорская охота на Руси».
В 1899 работал над картиной «Дети», а также портретами «Александр III в форме Датского королевского лейб-гвардии полка на фоне моря и Копенгагенской гавани» и С.М.Боткиной. Создал портреты З.Н.Юсуповой (1902), М.А.Морозова и И.С.Остроухова (1902), Ф.Ф.Юсупова, Н.Ф. и Ф.Ф.Сумароковых-Эльстон (1903). 27 октября 1903 избран действительным членом Императорской Академии художеств. Совершил путешествие в Италию (1904). Написал портреты Г.Л.Гиршман (1904) и М.Н.Ермоловой (1905).
В марте 1905 вышел из состава Академии в знак протеста против расстрела демонстрации 9 января 1905. Принимал участие в создании журнала политической сатиры «Жупел», в первом номере которого воспроизведена работа Серова «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?». Написал портреты А.М.Горького, Ф.И.Шаляпина (оба – 1905).
В мае–июне 1907 с Л.С.Бакстом путешествовал по Греции. Начал работу над картиной «Похищение Европы». Работал над картиной «Петр I» (1907). Создал серию портретов актеров Художественного театра (1908). В 1909 работал над портретом О.К.Орловой и композицией «Одиссей и Навзикая». Создал портрет И.Л.Рубинштейн (1910), эскиз занавеса к балету «Шахерезада» для Русских сезонов. Работал над композициями «Петр I в Монплезире», «Петр I на работах» и эскизами росписи дома Носовых (1911), портретами П.И.Щербатовой, К.С.Станиславского (1911).
Возродил в искусстве обстановочный портрет – портрет-картину. Много работал в области графики, занимался офортом, литографией, книжной иллюстрацией.