В Корпусе Бенуа открылась выставка, посвященная 65-летию победы в Великой Отечественной войне.
29 апреля 2010 года в Корпусе Бенуа открылась выставка, посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. На экспозиции представлены живописные работы, рисунки, гравюры, скульптуры, большая часть которых создана в 1960-е-70-е годы (около 60 экспонатов). Среди авторов: Е. Е. Моисеенко, Г. М. Коржев, Э. М. Кример, М. П. Бобышев, В. В. Ватенин, А. М. Игнатьев, А. С. Смирнов, В.И. Иванов, В. М. Сидоров, Г. А. Савинов и другие.
Участники выставки – художники разных поколений и творческих предпочтений, в своих работах передали целый спектр событий и чувств, пережитых на пути к Победе. Их произведения выполняли и выполняют свою эстетическую и нравственную миссию, которая вполне соответствует высказыванию прославленного полководца Г. К. Жукова о том, что «необходимо передавать поколениям облик и дух нашего героического времени». Выставка полифонична по своей событийной, сюжетной и образной интонации. Это героизм и стойкость советских людей, преодолевавших тяжесть военного лихолетья. Многие работы выполнены на основе военных впечатлений и документов. Например: фотография, найденная у немецкого солдата, запечатлевшая казнь восемнадцатилетней партизанки, вдохновила М. А. Вайнмана на создание произведения «Зоя». В первый послевоенный год М. К. Аникушин создает однофигурную композицию «Воин–Победитель». В облике солдата, в строгом ясном ритме торжественных форм переданы спокойная уверенность и достоинство победителя.
Празднованию Победы посвящен отдельный блок произведений, в том числе два уникальных эскиза Е. Е. Лансере «Мир» и «Победа», выполненные для Казанского вокзала в Москве. День Победы засвидетельствован в листах гуашей Э. М. Криммера из серии «Бал победителей», в победной Москве 1945 года (М. П. Бобышов «Москва салютует»). Ликующее шествие ленинградцев представлено в цветной литографии В. Ф. Матюх «День Победы», в офорте А. С. Смирнова «Салют» из триптиха «Память Ленинграда», где ангел с венком Славы осеняет великий город. Салют озаряет Ленинград и в одноименной картине Г. П. Егошина. День Победы больших городов, пригородов и деревень выглядит по-разному, но всюду он проникнут большим чувством, значителен, человечен. Таким этот день предстает в картинах Г. А. Савинова «День Победы», С. П. Ткачева «9 мая», В. М. Сидорова «День Победы», Е. Е. Моисеенко «Победа».
Также широко раскрыта на экспозиции тема блокады Ленинграда: фрагмент рельефа «Блокада» Б. Е. Каплянского и А. Л. Малахина на Пискаревском кладбище, литография Л. А. Сергеевой «Неоплаканные», офорты А. С. Смирнова «Как одинок убитый человек» и «Ленинградская мать». В. С. Вильнер посвятил Ленинграду свою литографию «Реквием». В композиции А. М. Игнатьева «Защитники Ленинграда» символичны не только фигуры бойцов, их сплоченность и стойкость, но и сам материал – гранит, в котором исполнено произведение. Образная метафора преодоления воплощена в парной композиции Л. М. Холиной «Победа и поражение», предельное напряжение сил защитников города на Неве выражено также в глыбных формах ее композиции из гранита «На окопах».
Особые приметы искусства 1960-х годов с его стремлением к поиску правды ощутимы в строгой, торжественно-драматичной картине В. И. Иванова «Семья. 1945 год», в полотнах Г. М. Коржева «Следы войны» и «Старые раны» из героико-трагедийной серии «Опаленные огнем войны», где автор словно проводит своих героев, сохранивших силу духа и достоинство, через самые тяжелые испытания.
Еще одна грань выставки - произведения, в которых напрямую выражена идея памяти. Например, возвращение к фронтовым дорогам прошлого, как в литографии В. А. Ветрогонского «Дорога жизни». Эта память будто материализовалась в каменном блоке произведения М. А. Неймарка «Воспоминание». В. А. Власов вспоминает однополчан в картине «Друзья». Память о фронтовом братстве пронзительно звучит в экспрессии холста Е. Е. Моисеенко «Ветераны». Словно всплывает из забвения «Пропавший без вести» в литографии В. Р. Васильева. Сокровенна глубинным своим чувством «Мать солдата» В. В. Ватенина. О памяти войны, которая, подобно сполохам, возникает рядом с грозными свидетелями минувших боев, говорит картина В. П. Пахомкина «В артиллерийском музее». Пресс-служба РМ