Коровин К. Ручей. 1898
Редким природным колористическим даром, сразу отмеченным Поленовым, обладал Константин Алексеевич Коровин. «Пейзажи его, всегда, с ранних работ ….были удивительны по чувству и красоте» – писал художник Переплетчиков.
Пейзаж всегда занимал главное место в творчестве мастера. В нем он передавал свой восторг перед природой. Он славил красоту природы во всех ее проявлениях, ее живое тепло, которое она дарит людям и которое художник прежде всего должен в ней видеть. Удивительная жизнерадостность и внутренняя теплота пейзажей Коровина – одно из самых привлекательных качеств его искусства. В рабочем альбоме художника есть строки, раскрывающие отношение к пейзажу: «Пейзаж не писать без цели, если он только красив, - в нем должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам… Нужны картины, которые близки сердцу, на которые отзывается душа».
Этот принцип характерен для всего творчества Константина Коровина и прекрасно определяет сущность замечательного полотна «Ручей». Это простое по мотиву и цветовому решению полотно напоминает окские пейзажи Поленова. Спокойная речушка медленно течет между пологих, поросших травой берегов, плавно изгибаясь, уходит вдаль к зеленеющим холмам, придавая композиции картины пространственную глубину. В глади воды, вобравшей в себя тревожно-насыщенные краски летнего неба, отражаются прибрежные кусты и немудреный мостик. Вечер еще не наступил, но его приближение чувствуется в той особой, почти звенящей величественной тишине, в которую природа погружается в предзакатные часы. Колорит кажется сумрачно-обесцвеченным, но именно в этой сдержанности цвета и легкой манере исполнения и заключается особая прелесть произведения, его музыкально-поэтический характер.