Алексеев Ф. Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого Кадетского корпуса. 1810-е
Выставка «Два века русской живописи и скульптуры». Париж, Осенний салон, 1906 год.
Этот показ произвел настоящий фурор, ведь впервые русское искусство было так широко показано за границей. 750 экспонатов 103 художника заняли 12 залов Гран-пале (Большого дворца)! «Биржевые ведомости», сообщали: «Французам так понравилось наше искусство, преимущественно старое, что они решили ежегодно отводить русскому отделу целую анфиладу зал». Об этом и мечтал Дягилев, настойчиво повторяя в своих статьях мысль, что необходимо «порвать с самоизоляцией русской культуры…».
Выставка в Осеннем салоне являлась ретроспективой, логично возникшей после успеха Таврической (1905). Фактически экспозиция охватывала больший временной отрезок, поскольку начиналась изумительной по красоте коллекцией древних икон. В разделе искусства XVIII — начала XIX века лучшие портреты недавней Таврической выставки были дополнены пейзажами, жанрами и графикой. Среди пейзажей большим успехом пользовались работы Федора Яковлевича Алексеева, которого, как и Семена Федоровича Щедрина, можно назвать родоначальником русского пейзажа. Но если Щедрин – певец садово-парковых ансамблей, то Алексеев – основоположник городского пейзажа.
На рубеже XVIII-XIX веков необычайно возрос интерес к прошлому России, что в области пейзажа выразилось в стремлении запечатлеть образы новых и старых городов и различных местностей Российской империи. Создание подобных произведений имело не только художественное, но важное документальное и общественное значение. Адмиралтейство и Дворцовую набережную Алексеев изображал неоднократно. В данном случае вид взят от Первого Кадетского корпуса, располагавшегося на Васильевском острове. На противоположном берегу начиная от Адмиралтейства тянется череда строений Дворцовой набережной. Подобная протяженность композиции соответствует задаче автора – обстоятельно и с документальной точностью отобразить увиденное. Но воспроизводя реальный облик зданий, художник несколько обобщает их формы, окутывая серебристой дымкой, превращая сухой архитектурный чертеж в истинно художественное произведение. Этому способствуют и органично включенные в полотно человеческие фигуры, причем их значительно больше, чем в предыдущих работах.
Так же как и на Парижском показе, на данной выставке работам Алексеева уделено большое внимание, на противоположной стене еще два произведения: излюбленный мастером «Вид на Дворцовую набережную от Петропавловской площади» и заслуживающий особого внимания «Вид Казанского собора в Петербурге».